Торговля меняет имидж и выполняет планы

Источник материала:  
05.08.2010 12:38 — Новости Экономики
В I полугодии розничный товарооборот через все каналы реализации увеличился в сопоставимых ценах на 15% в сравнении с аналогичным периодом минувшего года и достиг Br30,8 трлн. Таким образом, этот показатель вышел на верхний уровень годового прогноза, утвержденного указом от 7.12.2009 № 595. Об этом сообщила на пресс-конференции заместитель министра торговли Ирина Наркевич.

Замминистра рассказала, что с начала года на внутреннем рынке вырос спрос на хлопчатобумажные ткани, предметы кожгалантереи, табачные изделия, сложнотехнические товары, особенно на те, по которым предоставляются скидки. Замминистра уверена, что во многом этому способствует льготное потребительское кредитование, предусмотренное указом от 6.07.2009 № 371 "О льготном потребительском кредитовании" (в ред. от 12.03.2010 № 152). На основании постановления Совмина от 2.06.2010 № 842 перечень товаров, которые можно приобрести в кредит, расширен до 52 позиций, а список их производителей вырос до 271. Всего, по данным Минторга, за время действия указа № 371 заключено кредитных договоров на сумму Br44,6 млрд, в т.ч. c начала этого года - на Br25, 8 млрд .

Отметим, что, по данным Белстата, большую часть покупок, как и год назад, белорусы делают в организациях торговли (73,9%, или Br22 763,2 млрд ), тогда как на рынках и в торговых центрах - 26,1% (8058,1 млрд). При этом на долю объектов государственной собственности приходится 13,4% общего объема розничного товарооборота (в т.ч. 9% - республиканской), а 82,9% - частной. На долю торговых организаций смешанной собственности (с долей государства в уставном фонде) приходится 9,8%, а с иностранным капиталом - 3,7%. Год назад доля государственной торговли достигала 14,9%. Розничный товарооборот организаций потребительской кооперации в I полугодии 2010 года составил Br2864,4 млрд, или в сопоставимых ценах 107,8% к уровню I полугодия 2009 года.

Организациями общественного питания в I полугодии 2010 года реализовано продукции на Br1495,8 млрд, или в сопоставимых ценах 109,2% к уровню I полугодия 2009 года. При этом ими реализовано продукции собственного производства на Br1455,9 млрд, что составляет 97,3% в объеме розничного товарооборота общепита.

В структуре общего объема розничного товарооборота в I полугодии 2010 года удельный вес продовольственных товаров составил 50,4% (Br15,5 трлн ), непродовольственных - 49,6% (15,3 трлн), в I полугодии 2009 года - соответственно 52% и 48%.

Доля продажи товаров отечественного производства магазинами в объеме их розничного товарооборота в I полугодии 2010 года составила 77,2%, в т.ч. продовольственных товаров - 85,1%, непродовольственных - 66%. При этом более всего возросла реализация сыров (на 20,3% по сравнению с январем-июнем 2009 года), соков (+16,9%), масла растительного (+14,7%), круп (+14,5%), макаронных изделий (+13,7%). В I полугодии 2010 года на потребительском рынке реализовано алкогольных напитков и пива на Br2751,8 млрд  (4852,6 тыс. дал в абсолютном алкоголе), что в общем объеме розничного товарооборота торговых организаций составляет 12,1%. При этом продажа ликеро-водочных изделий в I полугодии 2010 года по сравнению с январем– июнем 2009 года увеличилась на 28,8%, коньяка, включая коньячные напитки и бренди, - на 23,8 %, пива - на 18%.

Не забывали граждане и о непродовольственных товарах. Так, в январе–июне было приобретено обуви на 26,7% больше, чем годом ранее (на Br796,1 млрд ), швейных изделий - на 19,1% (1760,4%), синтетических моющих средств - на 27,4% (18,3 тыс. т). Гораздо скромнее динамика приобретения товаров длительного пользования. Так, цветных телевизоров приобретено на 12,4% меньше, чем в I полугодии 2009 года, стиральных машин - на 9,7%, холодильников - на 20%.

Статистика показывает, что роль рынков и торговых центров в обеспечении населения отдельными товарами весьма значительна. Так, доля продажи мяса и птицы на рынках, в торговых центрах в общем объеме продажи в I полугодии 2010 года составила 32%, колбасных изделий - 15%, масла растительного - 26%, крупы - 42%, макаронных изделий - 30%, швейных изделий - 84%, обуви - 61%, чулочно-носочных изделий - 43%, стройматериалов - 52%.

По данным Белстата, на 1.07.2010 г. объем товарных запасов в розничной торговле составил Br5447,3 млрд, что обеспечивает 44 дня торговли из расчета однодневного товарооборота июня 2010 года (на 1.07.2009 г. - 42 дня).

Несмотря на рост объемов продаж, рентабельность в торговле остается достаточно низкой, отметила И. Наркевич. По итогам полугодия она упала до 2,6%. В министерстве планируют эту проблему решить путем стимулирования розничных продаж и ускорения оборачиваемости товаров. Способствовать этому должна и наметившаяся либерализация в отрасли.

Дополнительным стимулом развития отрасли должна стать ожидаемая отмена лицензирования розничной торговли. Это облегчит условия вхождения на рынок новых участников. Однако, отметила замминистра, одновременно должна возрасти ответственность за качество товаров и соблюдение условий торговли. Нарушителей ждут немалые штрафы. К тому же с отменой лицензий станет обязательной регистрация торгующих субъектов в Торговом реестре. А поскольку этот ресурс является публичным, то каждый потребитель сможет найти в нем конкретного продавца и все сведения о нем.

В планах Минторга также смена имиджа крупнейших отечественных магазинов: ЦУМа, ГУМа, универмага "Беларусь", общая площадь которых составляет порядка 6–7 тыс. м2. Здесь будет увеличена зона самообслуживания, разрешится проблема с парковками. Предстоит также добавить привлекательности системе скидок в отечественных магазинах, ведь 5–10%, которые сейчас предлагают универмаги, никого не удивишь. И Минторг, и руководство предприятий торговли это осознают и обещают, что вскоре отечественная торговля начнет шире применять западный опыт дисконтов и распродаж. Тогда у соотечественников появится возможность покупать сезонные коллекции по выгодным ценам в зависимости от снижения актуальности товара. Собственно, субъекты розничной торговли и сегодня вправе в соответствии с п. 37 Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утв. постановлением Минэкономики от 10.09.2008 № 183, предоставлять покупателям скидки со сформированной розничной цены (за исключением товаров, на которые установлены фиксированные розничные цены). Правда, при этом требуется самостоятельно разработать и утвердить порядок предоставления скидок, содержащий условия их предоставления (от количества и суммы приобретаемых товаров (покупки), времени их приобретения (часы, дни, месяцы, сезоны), в период проведения акций и другого), и конкретные размеры скидок. Поэтому иные компании предпочитают не утруждать себя лишними расчетами и бумаготворчеством - даже в ущерб себе и покупателями.

Концепция развития торговых сетей в Беларуси предусматривает к 2015 г. двукратное увеличение обеспеченности торговыми площадями на тысячу жителей с нынешних 361 м2, рассказал начальник управления организации торговли и услуг Минторга Артур Карпович. Для сравнения в России он составляет 800–900 м2 на тысячу жителей, а в европейских странах - более 1,5 тыс. м2. В Беларуси новые торговые объекты будут возводиться преимущественно вдоль МКАД и в жилых микрорайонах.

Справка "ЭГ"
По данным Минторга, в Беларуси функционируют 34,8 тыс. магазинов с общей площадью 3,5 млн. м2, 365 торговых центров площадью 466 тыс. м2, 406 рынков и 103,2 тыс. торговых мест. Также для потребителей открыто 11,6 тыс. объектов общественного питания на 723 тыс. мест.
В отрасли занято 655 тыс. человек - 14% работающего населения страны, которое производит 11% ВВП, занимая второе место после промышленности.

 

←С сентября в Беларуси может заработать система венчурного финансирования

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика