Учиться никогда не поздно
Таким мнением с «Ежедневником» поделилась замдиректора исследовательского центра Института приватизации и менеджмента Ирина Точицкая.
Вчера Министерство финансов проинформировало, что Беларусь завершила дебютное размещение еврооблигаций. Выпуск привлек внимание широкого круга инвесторов из разных регионов мира и был переподписан в три раза. Заявки на участие в размещении были получены от 145 инвесторов на общую сумму 1,5 миллиарда долларов. Беларусь, имеющая рейтинг B1 (Moody's) / B+ (S&P), завершила размещение еврооблигаций на сумму 600 миллионов долларов со ставкой по купонному доходу 8,75% и погашением в 2015 году. Насколько выгодна оказалась данная финансовая операция и почему к ней Беларусь не прибегала ранее, «Ежедневник» поинтересовался у Ирины Точицкой.
– Евробонды используют многие страны. К примеру, их давно выпускает Украина. Да и в Беларуси речь о еврооблигациях Министерство финансов вело давно. Первый семинар на эту тему мы проводили еще в 2003–2004 году. Но, видимо, ранее у страны не было необходимости осуществлять заимствование таким образом. Теперь эта необходимость возникла. Что касается выгодности, то, возможно, очередной кредит Международного валютного фонда – это более дешевые деньги. То есть процент при этом кредите более низкий. Но МВФ обычно выдвигает жесткие условия относительно экономических преобразований в стране. Так что в целом я расцениваю размещение еврооблигаций как позитивный шаг. И сам факт начала работы Беларуси на этом рынке – движение в правильном направлении.
– Многие экономисты считают, что дебют Беларуси на рынке еврооблигаций произошел не в самое подходящее время, когда доверие к таким облигациям в целом снизилось.
– Теоретически этот период оказался не очень подходящим. Лучше, конечно, было бы, если бы Беларусь разместила эти облигации до кризиса в Греции. Но кто же знал, что он произойдет? И кто знает, как изменится ситуация, к примеру, через несколько месяцев? Не станет ли она еще хуже? Этого достоверно не скажет ни один экономист. А процесс размещения и предшествующих ему консультаций – довольно длительный. И бюджету деньги нужны сейчас. Поэтому вышли – как вышли.
– Но если бы Беларусь давно прибегла к этому инструменту, то и процентная ставка теперь могла бы быть значительно ниже. Или ранее вопрос упирался в получение Беларусью кредитных рейтингов?
– Безусловно, от рейтингов зависит многое. Если бы страна выпустила евробонды и их бы никто не купил – это был бы страшный удар. Но, разумеется, если бы страна вышла давно на этот рынок, например, вместе с Украиной, то процентная ставка сейчас была бы меньше. Но тогда, в 2005 году, у Беларуси имелась возможность брать более дешевые российские деньги. То есть необходимости в привлечении средств посредством облигаций не было. Однако в целом сейчас Беларусь переходит к более цивилизованным путям заимствования. И Россия в дальнейшем не сможет заявлять, что она нас кормит. Нам же придется учиться жить по средствам, ведь проценты по облигациям необходимо возвращать своевременно. А это дисциплинирует. Что ж, будем учиться работать на европейском рынке ценных бумаг сейчас. Учиться никогда не поздно.