Таможенный союз полезен для бюджета, но вреден для инвестиций?
Администрация президента ждет от бизнес-сообщества подробной информации о проблемах, возникших у бизнеса в связи с работой Таможенного союза.
«Сейчас мы проводим мониторинг ситуации, — сообщил «Белорусским новостям» сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. — Условия на таможне непредсказуемо изменяются, но никто ничего не может толком сказать. Пока мы не почувствовали облегчения от работы Таможенного союза. Наоборот, выявлены некоторые проблемы, связанные с оформлением товаров при пересечении белорусско-российской границы. Пока мы не хотим озвучивать конкретные факты. Необходимо более тщательно проанализировать ситуацию. Хотя Администрация президента просит нас побыстрее обобщить все факты и предоставить необходимую информацию».
Бизнес-сообщество неоднократно выражало обеспокоенность неопределенностью вокруг работы Таможенного союза и условий ведения бизнеса. РОО «Перспектива» даже обратилось по этому поводу в Администрацию главы государства с соответствующим письмом.
«Многие предприниматели готовы открывать фирмы, чтобы развивать торговлю с Россией. Но им мешает неопределенность вокруг функционирования Таможенного союза. Малому бизнесу нужны гарантии сохранения или, по меньшей мере, не ухудшения существующих условий ведения бизнеса», — подчеркнул председатель общественного объединения Анатолий Шумченко.
Но, как показывает развитие событий, гарантии не ухудшения ситуации нужны не только бизнесу, но и белорусским властям. По информации «Ведомостей», Россия рассматривает введение со следующего года экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты для Казахстана. Предполагается, что эта мера позволит пополнить российский бюджет на 46,8 млрд. рублей в следующем году, а в 2012 и 2013 годах бюджет получит по 48 млрд. рублей.
Эксперты не исключают, что Россия введет пошлину для Казахстана в угоду официальному Минску, который продолжает выражать недовольство однобокой позицией России в вопросе пошлин на энергоресурсы. С другой стороны, странным выглядит предположительный срок действия пошлины для Казахстана — 2011-2013 годы. Ведь уже с 2012 года вся «тройка» планирует работать в рамках Единого экономического пространства при отсутствии любых пошлин. Отсюда напрашивается вывод, что действующие для Беларуси пошлины на нефть и нефтепродукты не обязательно исчезнут через два года.
Пока Таможенный союз, как заявил Александр Лукашенко во время июльской встрече с ответственным секретарем Комиссии Таможенного союза Сергеем Глазьевым, «огромных выгод не принес, равно как и вреда. Мы работаем на то, находясь в режиме ожидания, чтобы было лучше».
Выгоды от Таможенного союза для Беларуси действительно просматриваются. По расчетам эксперта исследовательского центра ИПМ Ирины Точицкой, участие в Таможенном союзе может благоприятно сказаться, в частности, на белорусском бюджете.
«Размер выигрыша может составить 28,3% от общего объема импортных доходов и пошлин Беларуси в 2008 году (более 220 млн. долларов. — ред.) вследствие того, что до 40% российского импорта может проходить таможенную очистку на границе Беларуси и, соответственно, доходы от таможенных сборов, которые не планируется делить между странами-членами, будут поступать в белорусский бюджет».
Также в результате перехода на Единый таможенный тариф объем сокращения импорта из стран вне СНГ может составить 1,1 млрд. долларов или 8% от уровня 2008 года. «В первую очередь это будет связано с прекращением ввоза на территорию Беларуси легковых автомобилей second-hand из стран дальнего зарубежья. Удельный вес данной товарной позиции в общем объеме поставок из стран вне СНГ составлял в 2008 года 8,2%. Таким образом, можно ожидать увеличение поставок из России легковых автомобилей и повышения их конкурентоспособности на белорусском рынке», — отмечает в своем аналитическом отчете И.Точицкая.
По мнению эксперта, оценить стоимостные объемы такого роста на данный момент очень сложно, поскольку не понятно, как быстро белорусские потребители будут переключаться на машины российского производства или сборки. «Даже если предположить, что импорт российских легковых автомобилей вырастет в 3—4 раза, то его объемы все равно не будут превышать 0,05% от общего импорта из России».
Существенное сокращение импорта, по оценке эксперта, будет отмечаться по группе «мясо и пищевые мясные субпродукты». Согласно расчетам оно может составить 16,7 млн. долларов. Также ожидается снижение импорта в группе «сахар и изделия из сахара» до 46,6 млн. долларов.
В то же время И.Точицкая подчеркивает — не стоит ожидать, что участие в Таможенном союзе приведет к существенному притоку в Беларусь прямых иностранных инвестиций. В случае с такой формой интеграции, как Таможенный союз, прямые иностранные инвестиции, как правило, приходят в большую страну, т.е. больший по размерам рынок. «Поэтому, скорее всего, создание Таможенного союза вызовет приток прямых иностранных инвестиций, в первую очередь, в Россию и Казахстан», — считает эксперт.
В целом экономические последствия вступления Беларуси в Таможенный союз будут во многом зависеть от того, какую торговую политику будет проводить данное региональное объединение, считает И.Точицкая.
Андрей КОЖЕМЯКИН