Поближе к дефолту?
02.08.2010
—
Новости Экономики
Беларусь успешно осваивает новые формы внешних заимствований. На прошлой неделе республикой были впервые размещены 5-летние суверенные еврооблигации на сумму $600 млн. Что для страны, испытывающей хронический дефицит платежного баланса, несомненная удача. Хотя и временная.
Как и предполагалось, больше половины облигаций (55%) выкупили организаторы выпуска - BNP Paribas, Deutsche Bank, Royal Bank of Scotland и Сбербанк. Другие инвесторы также проявили довольно большой интерес к новым белорусским долговым распискам. Инвесторы из континентальной Европы выкупили 28% облигаций, американские инвесторы приобрели 27%, российские - 22%, инвесторы из Великобритании - 20%, оставшиеся 3% ушли в Азию. По данным сайта cbonds.ru, всего было подано 145 заявок на сумму $1,5 млрд., что и позволило увеличить объем размещения на $100 млн. и провести его по нижней границе ценового диапазона - 9%. Верхняя граница официального ценового ориентира составляла 9,25%.
Высокий спрос на белорусские евробонды, вне всяких сомнений, обусловлен сравнительно высокой доходностью, учитывающей степень риска, но не степенью доверия к новым ценным бумагам. Эмитент - Минфин РБ - тоже вполне доволен, поскольку получил средств больше, чем рассчитывал. Когда меда в бочке оказывается больше, то и привкус дегтя чувствуется меньше. Однако справедливости ради стоит заметить, что идея размещения евробондов, основанная на том, что этот вид долгов менее обременителен, чем заимствования на внутреннем рынке, в данном случае не сработала. На белорусском рынке банковских депозитов частному инвестору, размещающему более $10 тыс. на срок от 3 до 5 лет, сегодня не дадут больше 7,7% годовых.
Такое сравнение вполне правомерно, поскольку крупные индивидуальные инвесторы из Беларуси отныне также имеют возможность приобрести на вторичном рынке суверенные белорусские еврооблигации, воспользовавшись услугами квалифицированных инвесткомпаний. Например, российских. При этом крупный частный инвестор, кроме более высокой доходности, чем при размещении средств в белорусских коммерческих банках, получает возможность возврата вложенных средств в любой момент без потери процентов. Доходы же по еврооблигациям, как известно, выплачиваются в полном объеме, т.е. без удержания налогов по ним в стране-эмитенте.
Оценка рисков инвестиционных вложений в те или иные еврооблигации производится с помощью CDS (кредитно-дефолтных свопов), которые представляют собой финансовые страховые контракты. Кстати, их можно заключать и без приобретения еврооблигаций, хотя в этом случае они относятся к категории необеспеченных. Но самое главное их достоинство состоит в том, что CDS являются наиболее чутким индикатором изменения степени риска вложений в тот или иной вид еврооблигаций. Наиболее ликвидными считаются 5-летние кредитно-дефолтные свопы, по которым публикуются средние значения между ценой их покупки и продажи. На основе этих данных можно судить и о финансовом состоянии экономики страны, эмитирующей суверенные облигации.
Судя по текущему уровню CDS, в настоящее время наиболее высокая вероятность дефолта существует в Венесуэле (51,1%), Греции (45,1%), Аргентине (41,74%) и на Украине (30,41%). Пока Беларусь в этом списке отсутствует, но вскоре этот пробел будет заполнен. Если страна выпустила евробонды, то очень скоро данные такого рода станут достоянием широкой общественности. И любой желающий сможет оценить подлинные экономические успехи Беларуси, воспользовавшись рыночной оценкой вероятности наступления суверенного дефолта. Для этого совсем не обязательно будет знакомиться с содержанием очередного отчетного доклада премьера Сергея Сидорского президенту Александру Лукашенко. Прав был министр экономики Николай Снопков, когда в прошлом году назвал планируемое правительством республики дебютное размещение евробондов «лучшей оценкой экономики Беларуси». С этим не поспоришь.
Пусть лучше правительство опровергнет тезис о том, что после выпуска еврооблигаций оно не снизило, а повысило стоимость обслуживания госдолга и тем самым в известной степени приблизило страну к дефолту. С начала года государственный внешний долг Беларуси в рублевом эквиваленте вырос на 14,3% (в т.ч. на 3,2% за июнь), составив на 1 июля Br25,795 трлн. В июле госдолг увеличится еще на $600 млн. самых дорогих кредитов. Между тем правительство не планировало в т.г. увеличивать внешние госзаимствования, ссылаясь на стабильность условий в поставках энергоносителей.
Но условия, как известно, все же изменились. Правительство тут же пустилось во все тяжкие, отказавшись от займов МВФ и Всемирного банка, которые были во много раз дешевле евро-облигаций, но обусловливались необходимостью проведения глубоких структурных реформ. И как тут не вспомнить прошлогоднее возмущение президента: «Что за подарок мы получили от России? LIBOR+3% мы получили по кредиту. А МВФ дал нам кредит LIBOR+0,75%. Нам Запад в три раза дает кредит выгоднее, чем Россия». Между тем сегодня 3-месячный LIBOR составляет около 0,5%.
В этой связи самое время президенту вновь задаться этим же вопросом, но применительно к евробондам, поскольку в планах правительства на этот год - привлечение с помощью суверенных облигаций $1 млрд., и второй транш уже не за горами. Теперь не приходится сомневаться в правоте западных экспертов: к 2013г. Беларусь действительно достигнет пика внешнего госдолга к ВВП. Таким образом, страна окончательно созреет для реформ, под залог которых и будут привлечены новые дешевые кредиты от МВФ и Всемирного банка. В этом, надо полагать, и состоит правительственный план погашения белорусских внешних долгов в грядущей пятилетке.