К чему могут привести «шалости» с импортной сельхозтехникой?
На прошлой неделе Александр Лукашенко вновь ополчился против импортной сельхозтехники, потребовав прекратить ее ввоз в страну. «Нам надо прекратить покупать импортную технику», — категорично заявил глава государства во время рабочей поездки президента по Брестской области, подчеркнув, что импортная техника хорошо работает, но спустя несколько лет начинает «сыпаться», а запчасти для нее дорого стоят.
Претензии, в частности, касались импорта зерноуборочных комбайнов. «Когда важен каждый час, импортный комбайн может простаивать несколько дней в ожидании подвоза деталей. Эти шалости с импортной техникой надо заканчивать. Наши комбайны не хуже, поднимают хлеб они не хуже. Надо покупать отечественные, это скорости, темпы, и есть с кого спросить», — отметил президент.
Впрочем, как оказалось, Лукашенко зря сердился — его требование уже успешно выполняется. Как сообщили «Белорусским новостям» в Белстате, за 5 месяцев текущего года в страну не было ввезено ни одного зерноуборочного комбайна. За весь прошлый год Беларусь закупила всего 157 зерноуборочных комбайнов (114 из России и 43 из Германии) на сумму 28 млн. долларов.
Глобальное возведение ограничительных барьеров против поставок зарубежной сельхозтехники началось еще в ноябре 2007 года. «Я принял решение о прекращении импортных поставок сельскохозяйственной техники», — говорил Александр Лукашенко на семинаре для руководящих работников республиканских и местных госорганов. Глава государства подчеркивал, что на закупку импортной сельхозтехники государство тратит более 200 млн. долларов, хотя отечественная техника по своим характеристикам часто сопоставима с импортной.
Ожидалось, что запрет начнет действовать с 1 января 2008 года. Однако против ограничения импортных поставок сельхозтехники выступил Минсельхозпрод. В итоге полный запрет так и не был введен, хотя поставки сельхозтехники заметно сократились.
Тем не менее, власти продолжали делать заявления о намерениях фактически полностью прекратить закупки импортной сельхозтехники и удовлетворении внутреннего спроса за счет своих производителей. По мнению экспертов, ограничению импорта поспособствовали и механизмы закупок техники. Несмотря на более выгодные предложения со стороны зарубежных производителей, решения на поставку принимались и принимаются чаще всего в пользу белорусских предприятий.
Иными словами, рассчитывая на открытость внешних рынков, Беларусь, тем не менее, все плотнее закрывает свой. И, судя по заявлению президента, то ли еще будет. Однако за этим могут последовать аналогичные меры со стороны импортеров белорусской сельхозтехники.
«Если Беларусь полностью ограничит ввоз российской сельхозтехники, мы обратимся в российское правительство с просьбой ограничить ввоз в страну белорусской сельхозтехники, — заявил «Белорусским новостям» гендиректор Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Евгений Корчевой. — Справедливости ради, и мы сталкиваемся с ограничениями на ввоз техники в Беларусь, и поставляем меньше, чем хотели бы поставлять».
Гендиректор «Росагромаш» отметил, что и российские аграрии имеют массу проблем с импортной сельхозтехникой: «Большие проблемы со сроками доставки запчастей, отсутствуем сервиса, специалистов, способных грамотно ремонтировать технику, с наличием запчастей на складах. Зарубежные производители развиваются, инвестируют средства в сервис, но пока уровень сервиса зарубежной техники очень низкий».
По его словам, иностранные компании привыкли работать на больших территориях с хорошей транспортной инфраструктурой. «Но когда они сталкиваются с нашей действительностью, то понимают, что не могут обеспечить тот же уровень сервиса, что и в других странах».
Тем не менее, Россия не вводит никаких административных ограничений на ввоз импортной сельхозтехники. «У нас совместно с Беларусью действуют таможенные пошлины на импортные тракторы и комбайны. Но это экономический барьер, а не запрет. У нас невозможно ввести административный запрет на ввоз сельхозтехники».
Введение полного запрета на импорт сельхозтехники из России и принятие правительством РФ аналогичных мер чревато недопоступлениями в бюджет миллионов долларов валютной выручки. За январь-май Беларусь экспортировала более 11 тысяч единиц сельхозтехники, из них более 8 тысяч единиц — в Россию.
Кроме того, нельзя однозначно сказать, что запрет на импорт сельхозтехники, причем, не только из России, значительно скажется на качестве сельхозработ, и в частности, на скорости проведения уборочной кампании. По данным Минсельхозпрода, в нынешней уборочной кампании задействовано около 10 тысяч комбайнов (в основном отечественного производства). Более 300 из них, по состоянию на 27 июля, простаивало по техническим причинам.
В прошлом году ситуация была не намного лучше. По техническим причинам в хозяйствах ежедневно простаивало более 200 комбайнов. Большая часть из простаивавших комбайнов находилась в неработающем состоянии полдня и более, 80-90 комбайнов простаивали более суток. Заместитель начальника главного управления механизации и технического прогресса Главгостехнадзора Минсельхозпрода Владимир Кулька одной из причин простоя назвал слабую работу сервисных служб по ремонту комбайнов.
В текущем году, по словам представителей некоторых сельхозорганизаций, к сервисным службам также хватает претензий. Также они отмечают, что уже есть случаи, когда некоторые комплектующие к отечественным комбайнам приходилось искать по всей стране на протяжении нескольких дней.
Андрей КОЖЕМЯКИН