Российская розница ждет белорусское пиво
Российская компания ООО «Реал Бизнес» решила приостановить реализацию проекта по поставкам белорусского пива в российские розничные сети. Причиной срыва в компании называют отсутствие устраивающих обе стороны договоренностей с ОАО «Криница» — крупнейшим производителем пива в Беларуси.
«Реал Бизнес» заключила контракты на поставку пива с рядом белорусских производителей — ОАО «Брестское пиво», ОАО «Лидское пиво», «Пивоваренная компания «Сябар». Договориться с «Криницей» не получилось.
Интерес к продвижению белорусского пива на российском рынке, как пояснили в ООО «Реал Бизнес», возник в связи с тем, что данная продукция, при наличии устойчивого спроса, слабо представлено в российской рознице. Как пояснил специалист отдела импортной продукции Игорь Лисюк, предполагалось, что заявки на экспорт будут оформляться в Минске, а вывоз осуществляться непосредственно с заводов-производителей централизовано общей партией.
«С розничными сетями мы договорились, что для белорусского пива будут выделяться отдельные места, чтобы данная продукция была сосредоточена в одном месте», — отметил И.Лисюк. Это позволяло бы представить белорусские бренды единым блоком. Таким образом белорусские производители не конкурировали бы между собой, а совместно боролись за потребителя с мировыми брендами, представленными на российском рынке.
Действуя в рамках своих планов, ООО «Реал Бизнес» успешно провело переговоры с рядом белорусских производителей. Предполагалось, что ведущую роль в экспортных поставках и на полках российской розницы займет ОАО «Криница».
Как отметил И.Лисюк, в ОАО «Криница» также заинтересовались возможностью нарастить свой экспорт. Но после двух месяцев переговоров договор на поставку продукции так и не был подписан.
В частности, представители белорусского предприятия отказались от прямых поставок, предложив ООО «Реал Бизнес» иной вариант, а именно — вывозить продукцию со своего филиала ООО «КриницаБелТрэйд» в Смоленске. Однако в российской компании такой вариант посчитали нецелесообразным. Цены на продукцию на ООО «КриницаБелТрэйд» оказались на 20% выше, чем на заводе-изготовителе в Минске. По расчетам российской компании, убыток от каждой такой поставки составлял бы порядка 100 долларов на тонну продукции.
Однако на ОАО «Криница» были готовы работать только на таких условиях. Белорусская компания официально уведомила ООО «Реал Бизнес», что «в связи с созданием собственного логистически-торгового филиала ООО «КриницаБелТрэйд», заключение прямых договоров с какими-либо сторонними организациями, находящимися в Москве или Московской области, нецелесообразно».
Как отметили в ООО «Реал Бизнес», «сложилось впечатление, что ОАО «Криница» было просто не заинтересовано в поставах продукции в российскую розницу».
По данным концерна Белгоспищепром, за 6 месяцев ОАО «Криница» при падении объемов поставок на внутренний рынок на 18% увеличила объем экспорта пива на 66,2% — до 1 млн. 187 тыс. дал. Для сравнения, ОАО «Лидское пиво», занимающее по объемам экспорта второе место, увеличило поставки на внешние рынки за 6 месяцев на 131,3%, но в объемном выражении это составило только 244,5 тыс. дал.
Как подчеркнул заместитель гендиректора по управлению внешнеэкономической деятельностью ОАО «Криница» Валерий Винар, в доле экспорта пива Россия занимает около 83%.
Кстати, В.Винар не смог назвать основную причину неудавшихся переговоров с ООО «Реал Бизнес», подчеркнув, что «ежедневно в компанию поступает 3-5 предложений о сотрудничестве, поэтому сложно помнить всех, кто обращался».
Неудавшиеся переговоры с ОАО «Криница» нарушили общую концепцию проекта по работе с российской розницей. В связи с чем руководство ООО «Реал Бизнес» решило повременить с поставками белорусского пива на российский рынок.
«Мы хотели работать со всеми поставщиками, и с «Криницей» в том числе, и поэтому после отказа в дальнейшем сотрудничестве решили взять паузу», — пояснил И.Лисюк. Тем не менее, компания приняла решение в ближайшем будущем реализовать свои планы без участия ОАО «Криница».
«Спрос на белорусское пиво действительно есть, но эта продукция на самом деле слабо представлена в рознице, в частности Москвы. Нам по-прежнему пишут представители сетей Челябинска, Московской области. Все ждут белорусское пиво», — отметил И.Лисюк.
Андрей КОЖЕМЯКИН