Удар в бак. Дилеры составляют «чёрный список» АЗС
Единый ценник на всех белорусских АЗС позволяет надеяться на одинаковое качество реализуемого топлива. Высокий стандарт производимого в стране дизеля и бензина подтверждают эксперты, давно не сообщал о нарушениях в сфере реализации топлива и Комитет госконтроля. Всеобщая эйфория не касается разве что автовладельцев, то и дело находящих на клапанах и в камерах сгорания двигателей собственных автомобилей нагар - первое свидетельство некачественного топлива и верный признак появления неисправности.
С 1 июля в стране действует технический регламент «Автомобильный бензин и дизельное топливо. Безопасность», согласно которому бензин и дизтопливо должны отвечать высоким стандартам, ответственность за него несет продавец. Для таких показателей, как давление насыщенных паров, фракционный и углеводный состав, массовая доля серы и объемная доза бензола в дизтопливе, вводятся европейские требования.
Однако ситуация с белорусским топливом считалась позитивной и до введения нового техрегламента. «Производимое в Беларуси топливо соответствует стандартам ЕН-590 (дизтопливо) и ЕН-228 (бензин), - пояснил «Автостопу» директор копании SGC, анализирующей качество топлива по заказам клиентов Юрий Ясинский. - Оно экспортируется в Европу, что само по себе говорит о качестве. У нас единый стандарт, обязательный для применения в республике, несоблюдение стандартов карается по закону».
«А вы уверены, что Европа приобретает то же топливо, что реализуется на наших АЗС?» - задал вопрос «Автостопу» директор импортера Peugeot в Беларусь «Аншер Автосервис», член правления автомобильной ассоциации «БАА» Андрей Провоторов на просьбу прокомментировать ситуацию с топливом. С коллегой солидарен директор ИП «Атлант-М Фарцойгхандель», импортера VW в Беларуси, председатель правления «БАА» Сергей Михневич: «ГОСТ белорусского топлива совпадает с европейским. Зато солярка и бензин, произведенные по техническим условиям, могут иметь отклонения».
Слова топ-менеджеров автоимпортеров подтверждает статистика обращений клиентов, столкнувшихся с поломками топливной системы недавно приобретенных в салонах автомобилей. К примеру, в прошлом году только владельцы гарантийных Peugeot с бензиновым двигателем обращались на авторизованную станцию дилера более 200 раз! Аналогичная ситуация у других дилеров. После обнаружения на клапанах и камерах сгорания нагара содержимое топливных баков отправляется на экспертизу. «Автостоп» располагает выводами экспертов по ряду автомобилей о том, что топливо не соответствует ТУ по параметру «концентрация фактических смол».
Проблема хорошо знакома всем дилерам. Мастера авторизованных станций констатируют выход из строя, к примеру, свечей зажигания на пробеге 15-20 тыс. км, в то время как регламент предусматривает их замену на пробеге 30-40 тыс. км. Каждый раз, заправляя автомобиль, его хозяин рискует - если возникнет неисправность, а эксперт сделает вывод, что причиной стало некачественное топливо, в гарантии, скорее всего, будет отказано, за ремонт придется платить из своего кармана.
«Диагностика одной форсунки, - подсчитал по просьбе «Автостопа» директор сервисной станции «Bosh-сервис» Сергей Багуцкий, - Br30-40 тыс., а в машине их 4-6; затем работы по съему-установке, ремонт каждой форсунки - Br100-250 тыс. Покупка новой форсунки, в зависимости от автомобиля, обойдется на сумму от $200 до $350».
По наблюдениям руководителя СТО, подавляющее количество клиентов (очередь на ремонт расписана на несколько месяцев вперед) - владельцы машин с дизельным двигателем:«По бензину вопросов нет». У дизельных автомобилей «проблемы больше связаны с их владельцами, а не с топливом: около 40% покупают солярку у трактористов, которые заправляются на своих заправках, а значит, топливо у них менее качественное».
Среди автомобилей с неисправностями попадаются довольно дорогие экземпляры. Сложно представить, что состоятельный автовладелец экономит деньги, торгуясь с комбайнером за бочку солярки. Учитывая же, что значительная часть машин приобретается на юрлиц, которые оплачивают заправку по безналу, версия с соляркой из бочки и вовсе отходит на второй план. В результате виновником проблемы топливных баков, ярко описанной Багуцким («выливается вода, ярко выраженные хлопья, сгустки по фильтрации топлива, забивающие топливную систему»), водители называют АЗС, на которые заезжают по нескольку раз в месяц.
По сведениям «Автостопа», автодилеры уже начали формировать «черный список» автозаправок, посещать которые клиентам не рекомендуется. Специально для такого случая в Белорусской автомобильной ассоциации разработана анкета, заполнить которую предлагают каждому клиенту. «На каких заправках заправляетесь? При заправке на каких из них вы имели проблемы с автомобилем? Какие именно особенности топлива имели место при этом, какие последствия имелись для автомобиля?» - вот лишь некоторые из предлагаемых вопросов. Первые результаты уже есть: по информации дилеров, именно посещение АЗС двух компаний стало причиной дорогостоящего ремонта топливной системы автомобилей у большинства обратившихся клиентов.
В числе недостатков работы АЗС представители «БАА» отмечают распродажу летних сортов дизельного топлива в начале зимы и отсутствие информации о реализуемом товаре. Мало кому из автомобилистов известно о существовании пяти видов бензина, два из которых - летние и могут использоваться только до 31 октября.
В свою очередь, автовладельцы редко интересуются, что заливают в бак собственной машины, и в редких исключениях просят чек, подтверждающий покупку. В результате доказать факт приобретения некачественного топлива на конкретной АЗС можно будет, только если автомобиль не сумеет отъехать от колонки. В противном случае ремонт ляжет исключительно на плечи автовладельца.
Поскольку эксперты свидетельствуют о должном качестве произведенного в Беларуси топлива, а пробы, взятые из топливных баков автомобилей, говорят об обратном, остается предполагать, что проблема возникает на пути следования топлива от завода на АЗС. Или на самой АЗС. Но интерес сотрудников Комитета госконтроля пока привлекают частые обращения авторизованных станций к экспертам.
«Мы так часто обращались в лаборатории по проверке топлива, - свидетельствует Провоторов, - что на проблему наконец-то обратили внимание сотрудники Комитета госконтроля. По достигнутой договоренности члены «БАА» передают контролерам собранную по этой проблеме информацию, в т.ч. анкеты клиентов. Не исключено, что после их анализа сотрудники КГК инициируют проверки, в ходе которых будет получен ответ, откуда в топливных баках автомобилей мусор и вода».