Реклама с человеческим лицом
– Дмитрий, есть что-нибудь общее в работе копирайтера и врача?
– И к тому, и к другому люди приходят с проблемами, которые нужно решить. Найти лучшее средство, чтобы помочь клиенту, – их общая задача.
В рекламе, как и в медицине, слово лечит. Можно быть нежным и жестким, можно льстить, а можно пугать. Но при этом надо понимать психологию человека. Воспринимать его как личность, а не как «кошелек на ножках». Когда поймешь покупателя, отнесешься к нему с сопереживанием, у тебя получится «зацепить» его своим текстом.
– Существует ли какая-то «универсальная формула» эффективного продающего текста?
– Я долго искал такой алгоритм, примерял теории западных классиков рекламы к своему реальному опыту. И наконец в голове у меня сложилась простая и понятная модель, которая выглядит так. Чтобы человек совершил покупку, рекламный текст должен продать:
• сам объект рекламы (товар или услугу);
• его цену;
• необходимость действовать.
На этот алгоритм нанизываются все приемчики и фокусы. Это готовый план рекламного текста, набор «сделай сам». Он позволяет не только профессиональному копирайтеру, но и маркетологу, менеджеру по рекламе, владельцу бизнеса создать эффективный продающий текст.
- По каким критериям можно оценить эффективность рекламного текста? Что заставит вас сказать: «Вот этот текст хорош!» Как навскидку отличить продающий текст от непродающего?
– Конечно, главный показатель качества текста – его эффективность. То есть процент людей, которые после прочтения этого текста купили рекламируемый товар. Но рекламодателю обычно хочется понять, насколько хорош текст, перед тем, как разместить его в интернете или СМИ.
Для этого есть несколько четких критериев:
1. Объем. Что бы ни писалось в западной литературе, а в наших условиях оптимальный объем продающего текста – 3–4 тысячи знаков. Максимальный – 5 тысяч. Чем дальше «в лес», тем меньшее число людей захочет прочитать эту «простыню».
2. Оригинальность идеи, то, насколько текст отстраивает вас от конкурентов. Банальный пример: наберите в Гугле «напечатать рекламный буклет» – и на первой странице будут ссылки на сайты с одинаковым текстом: «Рекламный буклет – это образец полиграфической продукции, состоящий из 3–12 листов… и т.д. и т.п.». А мне не нужно объяснять, что такое рекламный буклет! Объясните, почему я должен заказать его именно у вас, а не в соседней типографии. У вас дешевле, быстрее, есть дополнительные бонусы? Расскажите! Иначе ваше предложение отправится в урну.
3. Отсутствие рекламного глянца. Улыбка в 33 зуба и обещание решить все проблемы одним махом отталкивают потребителя. Не надо держать его за идиота. Простым человеческим языком объясните, какие именно проблемы он может решить с помощью рекламируемого товара/услуги. Дэвид Огилви в свое время мудро заметил, что покупатель – не идиот, а ваша жена.
4. Факты и примеры. Люди не верят общим высказываниям. Чем больше конкретики об объекте продаж, тем убедительнее текст. Одно дело, когда компания абстрактно обещает качественное электрооборудование. А другое дело, когда вы узнаете, что именно эта компания ставила все слаботочные системы в коттедже президента на Валдае.
5. Призыв к действию «здесь и сейчас», которым должен заканчиваться каждый рекламный текст. Недостаточно сообщить сногсшибательный факт: на кровати именно такой конструкции Екатерина Вторая отдалась графу Орлову. Нужно еще продолжить: и сейчас вы можете такую «царскую» кровать купить по особой цене со скидкой.
6. Внятное оформление текста. Этому я посвящаю целый час в своем 8-часовом тренинге. Абзацы, подзаголовки, выделение шрифтом, фотографии, графика – все это должно структурировать текст, разбивать его на части и делать легко читаемым. Зачастую текст вываливается сырой кучей, большое счастье, если его разобьют на абзацы. А ведь хорошее оформление текста повышает его эффективность на 20 процентов.
– Что нужно для того, чтобы продающий текст «сработал» в интернет-пространстве, перенасыщенном спамом, рекламными баннерами и сайтами?
– Нужно пробить тот фильтр восприятия, который останавливает навязшую в зубах рекламу еще на уровне подсознания. Это может быть необычная подача, особенный подход, провокация. Во-вторых, лояльность аудитории. Сейчас важно сформировать свою аудиторию в сети. Это можно сделать с помощью интересных и полезных потенциальным клиентам корпоративных блогов, рассылок, твиттера, бесплатных консультаций. Нужно формировать вокруг себя «пул» людей знающих тебя, доверяющих, прислушивающихся к твоему мнению. Лояльной аудитории продавать гораздо проще.
В третьих, «крючки» и «фишки». В рекламном тексте должно быть что-то, что зацепит покупателя, заставит его сказать: «Вау, а я и не знал!» Это может быть поражающий факт, необычная и шокирующая подача материала или интересная история из жизни. Вот пару примеров из моего опыта.
«Крючки» можно придумать или найти в самом неожиданном месте. Однажды в «Агентство продающих текстов» обратился клиент – мебельная фабрика. Неожиданно выяснилось, что именно на ней изготовили под заказ трибуну, с которой выступали президенты на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. После форума трибуна загадочным образом исчезла… видимо, попала в чью-то частную коллекцию. И этот факт мы, конечно, использовали в тексте!
– Какие «стопоры» мешают создавать эффективные рекламные тексты?
– В первую очередь, недостаток информации. Не бойтесь задавать клиенту «идиотские» вопросы! Для работы вам нужна максимально полная информация.
Во-вторых, чувство страха, неуверенность в собственных силах. Она преодолевается с опытом. Чем больше текстов будет написано и принято заказчиками, тем крепче будет ваша уверенность в себе. Также важна похвала человека, который для вас является авторитетом. Еще один способ обрести уверенность и открыть в себе новые возможности – пройти специализированный тренинг. На моих занятиях мы несколько часов… пишем продающий текст с нуля. Бывает, все начинается туго, с банальных до омерзения фраз. Но шаг за шагом с моей помощью участники создают тексты, которые им нравятся, которые действительно оригинальны и эффективны. Для участников создается ситуация успеха: «я умею, я научился новому». Автор читает текст – и весь зал аплодирует.
Информация по делу
Дмитрий Кот – российский копирайтер, специализирующийся на создании продающих текстов. Руководитель «Агентства продающих текстов». Выполнил более 3000 заказов. Личный рекорд – текст в 1000 знаков с конверсией 20% – каждый пятый его читатель стал покупателем.
Регулярно проводит тренинги в Академии интернет-рекламы (г.Москва) и в образовательном центре «Эдукор» (г Санкт-Петербург). В ближайшее время состоится первый тренинг в Минске.