Упредить батьку
Денис Морозов пришел на свой пост в феврале нынешнего года по личному приглашению бывшего бенефициара «Уралкалия» Дмитрия Рыболовлева. В июне, как известно, Рыболовлев продал 53,2% акций этого экспортно ориентированного отечественного производителя минеральных удобрений Сулейману Керимову (совладелец «Полюс золота», 25%), Александру Несису (совладелец «Полиметалла» и группы компаний ИСТ, 15%) и владельцу «Евроцемент групп» Филарету Гальчеву (13,2%). Планов своих консорциум новых владельцев не объявлял, топ-менеджмент компании остался прежний, сам Рыболовлев сохранил за собой 12% и пост председателя совета директоров. Все это дало аналитикам основание полагать, что Керимов и партнеры совершили портфельную инвестицию и через некоторое время перепродадут свои пакеты стратегическому инвестору в лице, например, государства.
Однако Сулеман Керимов, видимо, решил иначе. При том что претензий к Денису Морозову у него, очевидно, нет (за первое полугодие этого года «Уралкалий» выпустил в 2,1 раза больше продукции, чем за первые шесть месяцев прошлого), на пост президента компании он предложил «своего» человека — Павла Грачева, который с 2008 года является управляющим директором «Нафта Москва», с 2009 года — членом совета директоров «Полюс золота», а с нынешнего года — председателем совета директоров группы компаний ПИК. Основной задачей Грачева, очевидно, станет интеграция «Уралкалия» с другими крупнейшими производителями калийных удобрений на постсоветском пространстве — российским «Сильвинитом» и «Беларуськалием» (БК).
Наиболее важна в этой схеме белорусская компания, которая является третьей по величине в мире и производит около 10 млн тонн хлористого калия в год. Еще при Рыболовлеве «Уралкалий» и БК на паритетных началах создали Белорусскую калийную компанию, которая является эксклюзивным продавцом продукции «Беларуськалия» за рубежом. И сейчас через нее «Беларуськалий» и «Уралкалий» контролируют практически 30% мирового экспорта хлористого калия (без учета смежных потоков североамериканского континента). Основные потребители этой продукции — Индия и Китай.
Когда в «Уралкалии» сменились хозяева, президент компании Денис Морозов заявил, что это не повлияет на совместную сбытовую политику двух предприятий. «Компания не планирует выходить из БКК и продолжит реализацию хлористого калия на экспортных рынках через СП с “Беларуськалием”», — заявил он журналистам. «Мы полагаем, что изменение текущей сбытовой политики могло бы нанести существенный ущерб переговорным позициям “Уралкалия” на экспортном рынке калийных удобрений», — оценил эту позицию и аналитик Газпромбанка Алексей Астапов.
Но незадолго до этого президент Белоруссии Александр Лукашенко объявил о том, что в этом году БК будет акционирован и до 25% этого госпредприятия будет продано зарубежным инвесторам. Мысль «батьки» развил вице-премьер республики Владимир Семашко, который сообщил Reuters, что Белоруссия планирует выручить за этот пакет 6–7 млрд долларов. При этом наиболее предпочтительными покупателями будут китайские компании. Отраслевые аналитики по этому поводу заметили, что цена БК явно завышена, но Минск ищет покупателей в верном направлении. «Не секрет, что китайские компании сейчас по всему миру скупают сырьевые активы, не смущаясь ни политическим режимом, ни ценой. Поэтому как минимум интерес к пакету акций “Беларуськалия” со стороны китайских компаний практически обеспечен», — заметил по этому поводу аналитик ИК «Финам» Дмитрий Терехов.
Если китайцы купят хотя бы 20% белорусского предприятия, то экспортному калийному содружеству белорусов и россиян придет конец — Китай начнет покупать у «Белоруськалия» хлористый калий напрямую. Поэтому в прессе появились сообщения, что Керимов недавно встречался с Лукашенко и от имени «Уралкалия» предложил ему купить у республики контрольный пакет «Беларуськалия» за сумму 7,5 млрд долларов. Официальная пресс-служба Минска это опровергает, но такая встреча была бы логична, хотя предложенная Керимовым сумма явно не соответствует ожиданиям белорусской стороны. «Мы считаем приобретение “Уралкалием” контрольного пакета акций белорусского партнера маловероятным. Ведь “Беларуськалий” является одним из крупнейших предприятий страны, и вряд ли правительство расстанется с контролем над ним», — считает аналитик Банка Москвы Юрий Волов. Тем не менее, очевидно, переговоры об этом будут продолжаться, в том числе с участием политического руководства России и представителей госбанков.
Если же они окончатся неудачей (а такое, учитывая характер «батьки» и общий уровень белорусско-российских отношений, вполне возможно), то Керимову, если он всерьез решил заняться калийным бизнесом, просто необходимо будет консолидировать профильные активы внутри России. Помимо «Уралкалия» в нашей стране калийные удобрения выпускает «Сильвинит», расположенный в том же Пермском крае. До середины 80−х годов прошлого века «Уралкалий» и «Сильвинит» работали как одно предприятие, разрабатывающее второе по величине в мире Верхнекамское месторождение калийных солей. Разница между ними состоит в том, что «Сильвинит» чуть покрупнее березниковского предприятия, больше ориентирован на внутренний рынок, а его бенефициар, как считается, член совета директоров компании Петр Кондрашев заметно менее публичен, чем тот же Дмитрий Рыболовлев. При этом «Сильвинит» стоит вдвое дешевле, чем «Уралкалий» (4,7 млрд долларов против 8,7 млрд долларов на РТС по состоянию на вторник), но аналитики считают, что его производство работает лучше. Средняя загрузка мощностей березниковского предприятия в первом полугодии этого года достигла 88% против 41% за то же время в прошлом году. В июне им было произведено 395 тыс. тон калийных удобрений. «Сильвинит» же в июне произвел 486 тыс. тонн хлористого калия при загрузке мощностей на 99%. «Мы считаем, что это объясняется более агрессивной политикой продаж “Сильвинита”», — отметил аналитик Альфа-банка Георгий Иванин.
Керимов уже выкупил у Дмитрия Рыболовлева и Вадима Шевцова 25% акций «Сильвинита» и, по информации участников рынка, начал договариваться с Петром Кондрашовым о покупке контрольной доли этого предприятия. «Приобретение “Сильвинита” способно принести гораздо большую пользу для обеих компаний, учитывая близость производственных активов и отсутствие в настоящий момент координации экспортных поставок между “Уралкалием” и “Сильвинитом”. Впрочем, акционеры “Сильвинита” также пока не были замечены в желании продать компанию», — заметил по этому поводу Юрий Волов.
Вопрос в том, что без «Сильвинита» «Уралкалий» не сможет составить полноценную конкуренцию «Беларуськалию» в случае прихода в уставный капитал этой компании китайцев. А внутри России между двумя родственными предприятиями и раньше было неоднократно замечено взаимное непонимание по поводу цены на хлористый калий. Пользуясь этим и своими немалыми лоббистскими возможностями, отечественные «фавориты» производства сложных минудобрений — «Акрон», «Фосагро», «Уралхим» — удерживали цену на хлористый калий внутри России в два-три раза ниже, нежели на мировом рынке. Если Сулейману Керимову удастся все же собрать под одну крышу «Уралкалий», «Сильвинит» и «Беларуськалий», то он сможет создать крупнейшую в мире калийную компанию, способную производить 20 млн тонн продукции в год (более трети мирового рынка). Если же белорусский «батька» будет против, то и оба российских предприятия («Уралкалий» с «Сильвинитом»), выпуская в год совместно по 10 млн тонн хлористого калия, смогут составить достойную конкуренцию белорусским и канадским игрокам. Вопрос только в том, что при этом уже российское государство получает внутри себя абсолютного монополиста по выпуску этого вида удобрений. И при всем обаянии и понятности стремлений Сулеймана Керимова эта идея может власти не понравиться.