Бизнес пожаловался Петкевич на ГАИ и наценки
Республиканская конфедерация предпринимательства обратилась к первому заместителю главы Администрации президента Беларуси Наталье Петкевич по поводу проблем в развитии придорожного сервиса и общественного питания в целом, что актуально для многих граждан как посетителей заведений этой отрасли.
По мнению бизнес-сообщества, для создания условий для ускоренного развития придорожного сервиса и общественного питания необходимо решить ряд вопросов, направленных на увеличение потенциальной выручки и доходности, снижение издержек и уровня рисков при осуществлении этих видов бизнеса.
В частности, в письме к Петкевич предлагается:
1. Отменить предельные наценки в объектах общественного питания второй (самой массовой) наценочной категории (для первой и высшей уже отменены).
В связи с либерализацией ценообразования в розничной торговле (отмене предельных наценок на большинство групп товаров) предельные наценки в общепите уже не могут выполнять роль регулятора уровня цен. Причина содержится в механизме формирования цен общепита: сначала формируются розничные цены на приобретаемое сырье, а потом сверху - наценка общепита. Если в составе блюда находится хотя бы один компонент, по которому розничная цена не ограничена предельной наценкой, предприятие на законных основаниях имеет возможность сформировать любую цену на выпускаемую продукцию за счет формирования высокой розничной наценки на этот компонент.
Как правило, субъектам хозяйствования нет необходимости этим заниматься, т.к рынок уже сформировал уровень цен на те или иные блюда. Проблема заключается в том, что на предприятиях обязаны вести большое количество документации в подтверждение не превышения предельной наценки общепита. А это значительно увеличивает себестоимость продукции. Предельная наценка общепита (70% для второй наценочной категории) также не стимулирует производство дешевых блюд из дешевого (как правило, местного) сырья, например, салаты из капусты, свеклы и т.д.
2. Изменить систему присвоения наценочной категории объектам общественного питания в стране.
В случае отмены предельных наценок в общепите она сама потеряет смысл. Особенно с учетом того, что планируется отменить лицензирование общественного питания. Существующая система чрезвычайно зарегламентирована, не предусматривает всего возможного многообразия форм и особенностей деятельности в объектах общественного питания. В настоящее время служит преимущественно инструментом воздействия органов местной власти на объекты общепита. За любое формальное несоответствие с установленными требованиями количества ложек или тарелок, ассортимента в объекте общественного питания он может быть лишен наценочной категории (фактически права на осуществление деятельности).
Взамен предлагаем создать отраслевую ассоциацию ресторанов и кафе, предоставив ей функции на добровольной основе присваивать (и с установленной периодичностью переподтверждать) уровень классности объекта общественного питания - во многих развитых странах пошли именно по этому пути. Другими ее функциями могли бы стать проведение на договорной основе мониторингов соответствия действующему законодательству деятельности предприятий общепита, обобщение и распространение передового опыта, формирование предложений в адрес органов государственного управления по улучшению работы и т.д.
Предлагаем действующую систему присвоения наценочных категорий объектам общественного питания отменить как не выполняющую основные задачи ее создания.
3. Предлагаем также отменить минимальные ассортиментные перечни для объектов общественного питания различных наценочных категорий и форматов. Любое предприятие общественного питания заинтересовано в расширении и постоянном присутствии ассортимента продукции, имеющей спрос. В то же время у каждого предприятия существуют особенности спроса. Жесткое закрепление государством минимального ассортиментного перечня приводит к обязанности производства блюд, не пользующихся спросом, повышению рисков лишиться лицензии в случаях временного отсутствия той или иной продукции в продаже. У одного из предприятий - члена нашего союза год назад пытались отнять лицензию за то, что в его небольшом объекте придорожного сервиса отсутствовали рыбные консервы 2 наименований, записанные в ассортиментном перечне по инициативе предприятия и не являющихся обязательными согласно требованиям Минторга.
4. В случае реализации пункта 1 создаются реальные условия для упрощения бухгалтерского учета и документооборота в предприятиях общественного питания. Считаем необходимым незамедлительно это сделать. С этой целью предлагаем создать при Совете Министров рабочую группу по упрощению документооборота и бухгалтерского учета (в том числе и в сфере общепита). Опыт функционирования подобных групп на более низком уровне показал их неэффективность (недостаточно полномочий у ее участников, отсутствие желания чиновников брать инициативу по изменениям действующего законодательства). Мы готовы активно участвовать в работе такой группы, выделить для этого экспертов высокого уровня, сформировать конкретные предложения.
В частности, с целью стимулирования продаж объектами общественного питания продукции собственного производства в розничную (оптовую) торговлю предусмотреть возможность оформления документов на ее отпуск по производственной схеме (цена производителя плюс НДС), а не только на основании скидки общепита.
5. Для стимулирования развития микро-предприятий, в том числе малых объектов общественного питания (в том числе придорожного сервиса) предлагаем увеличить сумму предельной выручки предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС до 2 миллиардов рублей в год. Существующий предельный размер выручки не позволяет многим микро-предприятиям выйти на уровень рентабельности, позволяющей расширять (часто поддерживать существующий) бизнес, а переход на обычную систему уплаты налогов значительно повышает себестоимость производства и связанные с этим риски.
6. С целью снижения себестоимости сырья упростить документооборот при осуществлении закупок сырья для собственного производства у физических лиц, фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей за наличный расчет.
Это предложение недавно поддержал Президент Республики Беларусь, однако до сих пор оно не реализовано. При этом выгода всех сторон очевидна: государство получает дополнительные налоги, увеличивается поддержка личных подсобных хозяйств, у предприятий общественного питания (и производственных) расширяется выбор при закупке сырья, повышается конкуренция на рынке.
7. С целью стимулирования развития объектов придорожного сервиса приравнять условия их хозяйственной деятельности, имеющиеся льготы к деятельности субъектов хозяйствования, расположенных в сельской местности.
При этом предприятие может быть зарегистрировано в любом месте страны, но льготы должны распространяться только на деятельность, связанную непосредственно с придорожным сервисом. В малых городах сегодня налог по упрощенной системе налогообложения составляет 5%, а для предприятий, осуществляющих услуги придорожного сервиса (часто вдали даже от деревень) и зарегистрированных в крупных городах -8%.
8. Принять нормативный правовой акт, запрещающий сотрудникам ГАИ осуществлять проверку на дорогах на расстоянии ближе 150 м от объектов придорожного сервиса продолжительностью более 30 мин в сутки.
В настоящее время данная проблема является настоящим бичом для многих объектов придорожного сервиса. Сотрудники ГАИ бесцеремонно перекрывают своими машинами въезды на площадки перед объектами, сутками демонстративно показывают свою активность перед входами в придорожные кафе. В такие дни выручка некоторых кафе близка к нулю, т. к. водители, проезжающие в это время мимо объекта предпочитают не рисковать, объехать сотрудника ГАИ.
9. Разрешить сдачу выручки объектов придорожного сервиса в банк по усмотрению субъектов хозяйствования.
Часто мелкие объекты придорожного сервиса расположены до 100 км от обслуживающего банка. Регулярно собирать выручку - значит нести большие дополнительные затраты по ее регулярной доставке в банк, реже чем 1 раз в 3 дня сдавать не позволяют Постановления Нацбанка.
10. Создать условия для продажи субъектам малого предпринимательства помещений, находящихся в государственной собственности, арендуемых ими под объекты придорожного сервиса сроком более 5 лет по остаточной стоимости.
Многие объекты придорожного сервиса не развиваются по причине того, что они арендуются у государства. Как правило, в аренду брались неприспособленные, полуразваленные помещения без коммуникаций (бывшие автостанции, посты ГАИ, и т.д.). Предпринимателям пришлось приложить немало трудов и средств, чтобы такие объекты заработали.
11. При строительстве новых объектов придорожного сервиса предусмотреть участие государства в оборудовании за его счет прилегающей площадки общего пользования, освещения на ней и подведения электричества к этому освещению и объекту.
Эти статьи расходов при строительстве новых объектов придорожного сервиса часто самые большие. При этом благами бесплатно потом будут пользоваться все проезжающие. Часто по причине отсутствия вышеуказанных элементов предприниматели отказываются от строительства новых объектов по причине длительной (несколько десятков лет) окупаемости проекта.
12. Упростить санитарные правила для объектов общественного питания (и придорожного сервиса с учетом специфики) с числом посадочных мест до 21.
Предлагаем создать рабочую группу для подготовки и реализации предложений в этом направлении. Мы готовы активно участвовать в работе такой группы, выделить для этого экспертов высокого уровня, сформировать конкретные предложения.