Госсектор белорусской экономики — нетронутая целина
Ключевые сектора белорусской экономики остаются под государственным влиянием. Для них характерен недостаток конкуренции, чрезмерное регулирование, неэффективность инвестиций. Анализ, проведенный экспертами Исследовательского центра ИПМ, показывает, что правительство пока не приступило к системному реформированию энергетической, транспортной и телекоммуникационной отрасли.
Структурные реформы являются одним из условий привлечения в страну финансовых ресурсов. Речь идет как о прямых инвестициях, так и займах со стороны международных финансовых институтов. Однако белорусские власти не торопятся с проведением структурных реформ. Соответственно и роста инвестиций мы не видим — наоборот, чистый приток иностранных инвестиций, по последним данным Нацбанка, в первом квартале сократился на 10,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В своем анализе экономисты Исследовательского центра ИПМ отмечают, что для ключевых секторов белорусской экономики характерно перекрестное субсидирование — когда за счет более доходных видов деятельности финансируются убыточные сферы.
В энергетическое сфере это выражается в том, что тарифы для промышленных предприятий существенно выше, чем для населения. В телекоммуникационной сфере аналитики видят перекрестное субсидирование в завышении стоимости тарифов на внешние каналы связи и занижении тарифов на фиксированную связь внутри страны.
Аналогичная ситуация на транспорте: тарифы на проезд внутри страны занижаются, а стоимость проезда в поездах международного следования неоправданно высока.
По мнению экспертов Исследовательского центра ИПМ, существующее перекрестное субсидирование, следствием чего являются диспропорции в тарифной политике, существенно снижает инвестиционную привлекательность секторов белорусской экономики.
В то же время сама экономика в инвестициях нуждается. По расчетам экспертов, электроэнергетический сектор Беларуси характеризуется растущим спросом на электроэнергию на фоне низкой эффективности и сравнительно высокой стоимости ее выработки. В ближайшие 5-10 лет отрасли потребуются многомиллиардные инвестиции для реформирования (модернизации), но государство будет не в состоянии их выделить.
Аналогичная ситуация в газовой сфере.
«С одной стороны, важность газа для белорусской экономики несомненно требует наличия как можно более низких и стабильных цен. С другой стороны, высокая потребность в инвестициях в инфраструктуру и оборудование должна быть, хотя бы частично, профинансирована частными инвесторами, поскольку бюджетные деньги ограничены и необходимы в социальной сфере», — говорится в мониторинге белорусской инфраструктуры, который подготовил Исследовательский центр ИПМ.
Инвестиционную привлекательность транспортного сектора снижают сегодня неравные условия, которые созданы для государственных и частных предприятий.
«Наиболее противоречивой проблемой остается статус оператора пассажирских перевозок, которые выступают посредником между заказчиком (местными властями) и перевозчиками. Зачастую операторами выступают государственные перевозчики, что ставит их в более выгодное положение по сравнению с частными», — констатируют эксперты.
С учетом того, что структурные реформы белорусскую инфраструктуру в последние годы практически не затронули, индексы реформ в секторах белорусской экономики оцениваются на невысоком уровне.
Так, индекс реформ в железнодорожном транспорте (в силу монополии государственной Белорусской железной дороги на грузовые и пассажирские перевозки) составляет 1,4. В белорусской электроэнергетике и газовой сфере индекс реформ оценивается чуть выше.
Наиболее продвинутая с точки зрения реформирования — телекоммуникационная отрасль Беларуси.
«Здесь шел в последние годы процесс приватизации, продолжают привлекаться иностранные инвестиции в развитие телекоммуникационных услуг. На фоне других отраслей белорусской экономики телекоммуникационный сектор выглядит одним из наиболее реформированных», — подчеркнула в интервью «Белорусским новостям» экономист Исследовательского центра ИПМ Анастасия Гламбоцкая.
Существенно сдерживает реформирование телекоммуникационной сферы монопольное право «Белтелекома» на внешний канал связи, а также перекрестное субсидирование.
По словам Анастасии Гламбоцкой, процесс ухода от перекрестного субсидирования в отрасли уже начался, но будет, по-видимому, идти постепенно.
«В телекоммуникационном секторе уход от перекрестного субсидирования уже начался. Тарифы на разговоры внутри страны постепенно повышаются. В то же время тарифы на международные разговоры остаются на прежнем уровне либо снижаются», — констатирует Анастасия Гламбоцкая.
Катализировать процесс структурных реформ в Беларуси может в некоторой степени либерализация, а также новые внешнеэкономические условия.
«Снижение энергетических преференций со стороны России может косвенным образом катализировать процесс структурных реформ в Беларуси. До последнего времени сектора белорусской экономики были лишены структурных реформ. Возможно, что либерализация, курс на которую взят в Беларуси, и приведет к ожидаемым реформам», — считает Анастасия Гламбоцкая.
Дмитрий ЗАЯЦ