Возобновляемая энергетика пока проигрывает российскому газу
27.07.2010 14:54
—
Новости Экономики
Осталось дождаться, когда же, наконец, процесс по снижению энергозависимости из вялотекущей перейдет в интенсивную фазу развития. Пока все движется как-то медленно. Начало строительства АЭС слишком затянулось. Доля энергии возобновляемых источников в общей структуре потребляемых топливно-энергетических ресурсов в настоящее время составляет всего около 7%.
Эксперты, впрочем, ожидают роста темпов развития альтернативной энергетики в целом после вступления в силу закона о возобновляемых источниках энергии. Законопроект был принят нижней палатой парламента в первом чтении на весенней сессии. Осенью, не исключено, он благополучно пройдет все стадии согласования и до конца года будет подписан президентом.
Но развитие альтернативной энергетики, к большому сожалению борцов за экологию и противников АЭС, не заставит власти отказаться от атомной станции. Хотя, например, есть мнение, что только за счет строительства ветропарков Беларусь может заместить почти половину атомной станции.
Как заявил на прошлой неделе начальник управления регулирования воздействия на атмосферный воздух и водные ресурсы Минприроды Сергей Завьялов, "нам вполне по силам в обозримом будущем увеличить объем вырабатываемой электроэнергии за счет ветропарков до 1000 МВт в год".
В настоящее же время за счет ветроустановок вырабатываются мизерные 1,1 МВт в год. Вместе с тем на территории Беларуси выявлено около 1840 площадок для размещения ветроустановок. Ветроэнергетический потенциал страны, по экспертным оценкам, составляет около 1600 МВт с годовой выработкой электроэнергии в 6,5 млрд. кВт/ч.
Кандидат технических наук, эксперт Международного социально-энергетического сообщества (Москва) Игорь Шкрадюк, считающий, что за счет строительства ветропарков Беларусь может вообще отказаться от АЭС, подчеркнул в интервью "Белорусским новостям", что важными условиями развития возобновляемой энергетики являются правильная тарифная политика на вырабатываемую энергию из альтернативных источников и открытая информация об энергетическом потенциале Беларуси.
"Наилучшим образом поддерживает и стимулирует развитие возобновляемой энергетики фиксированный тариф. То есть устанавливается специальный тариф на энергию из альтернативных источников на определенный срок, который позволяет быстрее окупить вложения в энергетику. Для возобновляемой энергетики характерны высокие стартовые затраты и низкие эксплуатационные".
Также, по словам И.Шкрадюка, важен свободный доступ к информации о перспективных местах для развития альтернативной энергетики.
"Данные о перепадах воды, о продолжительности солнечного сияния и максимальных периодах бессолнечных дней для каждого месяца года, статистика скорости ветра. Это необходимо, чтобы потенциальные инвесторы, причем не только зарубежные, могли без затрат на долгие расчеты составить технико-экономическое обоснование проекта", — отметил И.Шкрадюк.
Что касается, например, тарифной политики, то в соответствии с законопроектом о возобновляемой энергии предусматривается применение повышающих коэффициентов к тарифам на электроэнергию, производимую из возобновляемых источников в первые семь лет со дня ввода в эксплуатацию данных установок. При этом будет предусмотрена возможность использования дифференцированных коэффициентов в зависимости от вида используемых источников энергии, мощности и сроков ввода в эксплуатацию. Кроме того, государственные организации будут обязаны приобретать электроэнергию у производителей по более высокой цене.
С доступом к необходимой информации все не так гладко.
"Сегодня тема возобновляемой энергетики пока развивается на уровне деклараций. О ней мало осведомлены как граждане, так и многие высокопоставленные руководители", — заявил на заседании Общественно-консультативного совета при Администрации президента 9 июня в Минске исполнительный директор ассоциации "Возобновляемая энергетика" Владимир Нистюк.
Например, по ветропотенциалу Беларусь, как считает В.Нистюк, соответствует требованиям коммерческой целесообразности внедрения ветротехники и приближается к уровню Польши и других стран Восточной Европы, где ветроэнергетика эффективно развивается уже много лет.
Однако инвесторы, за исключением отдельных случаев, пока воздерживаются от больших вложений в альтернативную энергетику. Ветроэнергетика, например, требует больших вложений, которые окупаются не сразу, а только через 5-10 лет. Кроме того, во многих странах на начальных этапах государство дотировало развитие ветроэнергетики.
Также, как отмечает И.Шкрадюк, есть определенные сложности с развитием технологической базы.
"Европейские ветряки рассчитаны на высокие скорости ветра — примерно 10 метров в секунду. В Беларуси, насколько я знаю, средняя скорость ветра 3-4 метра в секунду. Соответственно, европейские ветряки не очень подходят Беларуси. Но и разработка собственных конструкций занимает много времени. Поэтому мне сложно сказать, что лучше — покупать имеющиеся, но не оптимальные конструкции, или создавать свое производство ветроустановок".