Переделать госмаг в супермаркет

Источник материала:  


Беларусь, Россия и Казахстан к 1 января 2011г. должны подготовить документы по единому экономическому пространству (ЕЭП). Одной из сфер, имеющей существенные различия у интеграционной тройки, является демонополизация и антимонопольное регулирование. Если к России подходит сравнение с супермаркетом, где ассортимент и ценник формируются на основе спроса, то Беларусь больше напоминает госмаг, где цены назначает директор.

На Западе сначала появились и развились рыночные монополии, а затем началось их регулирование. В нашей экономике с самого начала акцент был сделан на становлении антимонопольного регулирования в условиях отсутствия рыночных монополий и конкуренции. В республике существует гипертрофированная хозяйственная система с господством псевдорыночных отношений и госмонополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти. Государство одновременно выступает и как монопольный собственник (производитель), и как монопольно управляющее начало. В западных экономиках государство выполняет функции регулятора. У нас антимонопольные органы - сторона заинтересованная, т.к. практически все существующие в республике монополии - как естественные, так и искусственные - являются государственными.

В итоге меры, принятые правительством в рамках программы по либерализации экономики, свелись фактически к техническим, дежурным мероприятиям организационного плана. Так, например, проведено разграничение функций антимонопольного органа: на товарных рынках республики эти функции выполняет Минэкономики, а на товарных рынках областей и Минска - структурные подразделения областных (Минского городского) исполкомов. Реорганизованы структуры комитетов экономики облисполкомов и Мингорисполкома путем выделения из их состава управлений ценовой политики и подчинения их непосредственно руководству указанных исполкомов. И что это, кроме дополнительной численности чиновников, дало? Существует хотя бы один пример, когда новые структуры инициировали расследование ценовой политики госмонополиста?

Мы регулярно слышим, что антимонопольная служба России расследует причины повышения цен на моторное топливо. У нас же эти цены сейчас одни из самых высоких в СНГ. С одной стороны, Минэкономики согласовывает предельные отпускные цены на нефтепродукты, с другой - мерами антимонопольного регулирования должно способствовать конкуренции, а значит, и снижению цен. Недавно в республике прошла акция автолюбителей против повышения цен на бензин. Претензии протестующих были направлены концерну «Белнефтехим». Тот ссылается на законодательство «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». В этой ситуации ссылка на развитие конкуренции звучит как издевка.

Наивным выглядит мнение активистов кампании «Стоп-бензин», что Совмин страны заинтересован в ином подходе. Организаторам протеста надо официально обратиться в антимонопольные органы республики. Их ответ предсказуем, но хотя бы будет ясна цена антимонопольного законодательства страны. Пока непонятно, как будут работать разные системы ценообразования Беларуси и России на топливо в ЕЭП. А ведь существуют и другие товарные рынки. Например, рынок сельхозпродукции, где цены в Беларуси жестко регулируются государством.

В республике с 1994г. имеется спецреестр предприятий, к которым должны применяться ограничения в ценовой политике. На сегодняшний день в нем более 150 компаний, которые доминируют в том или ином товарном сегменте рынка. Этот «черный список» не только не сокращается, но и постепенно разрастается. В нем фигурирует, например, «Белтелеком» - монополист по предоставлению внешнего доступа в Интернет. По некоторым оценкам цена на входе для монополиста и на выходе для потребителей отличается в 10 раз. При такой ценовой политике сложно говорить о формировании информационного общества в Беларуси.

Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются технически отсталыми, балансируют на грани убыточности при отсутствии оборотных средств. Свою неэффективность они скрывают в разбухшей себестоимости, а спасение ищут в повышении цен. Органы по контролю над ценообразованием монополистов вынуждены соглашаться с этими ценами, где к неэффективным затратам прибавлена нормативная рентабельность. Поэтому ценовые ограничения для предприятий из реестра носят в некоторой степени формальный характер. Монополистам в отсутствие реальной конкуренции, как это ни парадоксально, выгодно хозяйствовать неэффективно.

Рассматривая недавно вопросы развития малой энергетики, премьер-министр Сергей Сидорский посетовал министру энергетики: «Вы сегодня монополисты, вырабатываете электроэнергию и всем толкаете ее по своей цене». При этом он ратовал за создание более благоприятных условий для инвесторов. Однако без рынка электроэнергии проблему цены не решить. Без него мини-ГЭС рискуют стать мини-монополистами в отдельно взятых районах.

Наличие реестра не является панацеей от ценовых деформаций. Сами решения, принимаемые органами управления, нередко носят антиконкурентный характер, ведут к разделу рынков, дискриминации негосударственных фирм, ограничению самостоятельности предприятий, предоставлению необоснованных льгот отдельным хозяйствующим субъектам, что способствует усилению монополистических тенденций. С одной стороны, государство контролирует ценовую политику монополий, а с другой - обеспечивает их субсидиями, дотациями, различными преференциями. Будет ли в такой ситуации монополист снижать цены? Об этих проблемах экономики в мероприятиях по либерализации - ни слова.

Думаю, что дальнейшие шаги в этом направлении следует объединить не термином «совершенствование антимонопольного регулирования», а термином «проведение конкурентной политики». Возможно, тогда Беларусь перестанут считать полигоном для антиконкурентных действий.

Анализ экономической ситуации в республике, практики демонополизации экономики за 1993-98гг. позволяет сделать вывод о том, что в ходе реформирования национальной экономики было бы целесообразно отдать приоритет не антимонопольной, а конкурентной политике, когда совокупность государственных мер направлена на создание и поддержку конкуренции.
←Анонс «Экономической газеты» № 57 за 27 июля 2010 года

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика