Российская нефть ударила по белорусскому бюджету
Изменившиеся условия импорта нефти серьезно повлияли на работу белорусских нефтепереработчиков. За первые пять месяцев этого года экспорт белорусских нефтепродуктов снизился на 40,5% по сравнению с аналогичным периодом 2009-го. Независимые экономисты прогнозируют, что трудности в нефтепереработке станут одной из причин роста дефицита консолидированного бюджета.
В первом полугодии доходы от внешнеэкономической деятельности составили наименьший показатель за последние годы. В республиканский бюджет в январе-июне поступило 2,9 трлн. рублей в виде доходов от внешнеэкономической деятельности, что соответствует всего лишь 29% годового плана.
Независимые эксперты объясняют сравнительно низкий показатель поступлений от внешнеэкономической деятельности отменой экспортной пошлины на нефтепродукты в марте этого года.
Согласно прогнозу экономистов Исследовательского центра ИПМ, вследствие отмены экспортной пошлины на нефтепродукты доходы консолидированного бюджета по итогам года сократятся на 1,9% — до 32,2% ВВП.
Тенденция снижения доходов в консолидированном бюджете уже обозначилась. Доходы от внешнеэкономической деятельности в январе-мае составили 4,6% ВВП против 5,1% ВВП за аналогичный период прошлого года. Падение доходов от внешнеэкономической деятельности стало заметно в апреле и мае — когда перестала действовать экспортная пошлина на нефтепродукты.
Ожидается, что результатом снижения доходов от внешнеэкономической деятельности станет рост дефицита консолидированного бюджета. По прогнозу экономистов Исследовательского центра ИПМ, дефицит консолидированного бюджета по итогам 2010 года составит 3% ВВП (против запланированного Минфином дефицита в размере 1,5% ВВП).
Экспортную пошлину на нефтепродукты, отсутствие которой является одним из факторов снижения доходов бюджета, отменил в марте своим указом президент Беларуси. Первый вице-премьер Владимир Семашко объяснял отмену экспортной пошлины необходимостью защитить финансовые интересы нефтепереработчиков.
«Не может быть двойного налогообложения — 100% пошлин на поставки нефти и экспортная пошлина на нефтепродукты», — подчеркивал первый вице-премьер.
История действия экспортной пошлины в Беларуси показывает ее разные предназначения. До 2007 года экспортная пошлина на нефтепродукты была в Беларуси значительно ниже уровня российской. Этим пользовались российские нефтетрейдеры, которые привозили в Беларусь нефть, перерабатывали ее и затем, пользуясь низкой белорусской экспортной пошлиной на нефтепродукты, продавали топливо на внешних рынках.
В 2006 году Москве надоело существование Беларуси в виде этакого нефтяного оффшора, который мало того что позволяет российским нефтяникам уходить в налоговую «гавань», так и еще делиться не хотел выручкой от реализации нефтепродуктов.
После длительных споров о том, сколько Беларусь должна России за углеводородное сырье, в январе 2007 года Москва и Минск подписали нефтяное соглашение. Суть соглашения сводилась к тому, что Беларусь поднимает до уровня российской экспортную пошлину на нефтепродукты и начинает делиться ею с Россией.
В 2007-2009 годах схема эта Беларусь в целом устраивала. С Россией приходилось делиться нефтяными доходами, но это были те деньги, которые официальный Минск готов был отдавать.
Неблагоприятные последствия, которые переживает сегодня белорусский бюджет, связаны с новыми условиями поставок российской нефти в Беларусь. Москва отказалась с января 2010 года предоставлять Беларуси на льготных условиях углеводородное сырье, необходимое для производства экспортируемых нефтепродуктов. Финансовый результат этого решения несложно предположить.
В 2004-2009 гг. Беларусь, приобретая российскую нефть на льготных условиях и продавая нефтепродукты по мировым ценам, получала ежегодно ценовой выигрыш в среднем на 3 млрд. долларов. Соответственно, сейчас, после изменившихся условий поставок нефти, у Минска таких доходов уже не будет.
Это обстоятельство, как показывает бюджетная статистика за первое полугодие, начинает негативно влиять на поступления в казну. Такой низкий доход от внешнеэкономической деятельности, который сложился в первом полугодии 2010 года, Беларусь давно не получала.
Дмитрий ЗАЯЦ