Традиции и современность национальной розницы
26.07.2010 12:22
—
Новости Экономики
В прошедшие выходные в нашей стране отметили День работника торговли. Как отрасль подошла к своему профессиональному празднику, что собой представляет белорусский рынок розничной торговли, в чем его специфика и схожесть с розницей в других государствах? Не останавливаясь на деталях, общую картину рынка нам представили эксперты консалтинговой компании "Менка".
Доминируют торговые объекты старых форматов
Розничная торговля, как, наверное, и большинство других отраслей, формируется на основе того, что складывалось если не веками, то десятилетиями. Поэтому ничего удивительного, что в настоящее время в Беларуси доминируют торговые объекты старых или традиционных – кому как удобнее - форматов. К традиционным форматам розничной торговли у нас можно отнести магазины формата "у дома", универсамы, универмаги и рынки. Правда, веяния времени сказываются и на них. Так, фактически историей стал традиционный и привычный нам гастроном, когда торговля шла через прилавок. За последние годы почти все эти объекты переведены на залы самообслуживания. Всегда ли это оправданно – другой вопрос.
В целом, старые форматы, безусловно, востребованы. Их инфраструктура, формируемая годами и десятилетиями, является основой торговой недвижимости в стране. На ней базируются как торговые сети, сформированные на базе старых горторгов и райторгов, так и многие новые сети, поглотившие эти торговые предприятия или объекты недвижимости. А во многих населенных пунктах, особенно в малых городских и сельских поселениях, другой альтернативы у покупателей просто и нет. Кроме того, эти магазины расположены в зонах шаговой доступности, на путях дневной миграции населения, поэтому покупатель за всеми товарами повседневного спроса обращается прежде всего к ним. Да и сам процесс покупки, когда продавец и покупатель знают друг друга пусть не по имени, но в лицо так точно, компенсирует и недостаточно широкий ассортимент, и не самый шикарный интерьер.
Востребованными и популярными остаются и рынки. Так, еще до появления крупных торговых объектов новой формации доля неорганизованной торговли составляла где-то 30-32% от общего розничного товарооборота. За последние 5 лет вроде введено пусть и не очень много по сравнению с сопредельными государствами, но не так и мало новых объектов торговли, а доля неорганизованной торговли по-прежнему превышает 26% по республике, в Брестской области – свыше 30% от всего РТО. Еще более интересная статистика по продажам отдельных групп товаров в этом секторе. На его долю приходится 32% всех продаж изделий из птицы, 26% растительного масла, 42% крупяных изделий; 84% швейных изделий, 61% обуви, 52% строительных материалов. И это самые свежие данные Белстата.
Современные форматы – масштабы не те
Что касается современных форматов, то главное отличие наших объектов от зарубежных аналогов в том, что на Западе они имеют сложившуюся историю и традиции, насчитывающие не одно десятилетие. У нас все участники процесса – и застройщики, и, прежде всего, сами ритейлеры – новые участники данного рынка, находятся в стадии становления, растут вместе с рынком. Главное отличие, которое сразу бросается в глаза – это масштабы. У нас отсутствует такой тип объектов, как мегамолл; самые большие площади торговых залов гипермаркетов, что действуют в Беларуси, немногим более 7 тысяч кв. м, в большинстве случаев это около 6 тысяч, тогда как в западных, да уже и в соседних государствах они начинаются минимум от 8-10 тысяч метров квадратных.
А вот объекты старых форматов, особенно это относится к небольшим магазинам, если не брать уровень интерьера и оформления, установленное торговое оборудование, которое в западных объектах может быть более "продвинутым", чем у нас, в принципе, всюду схожи. Единственное, в Беларуси до сих пор еще значительная доля магазинов-одиночек, тогда как в большинстве стран преобладают сети и в этом секторе. И даже в странах, где распространена практика семейных магазинов, частные объекты объединены в торговые кооперационные союзы.
Западные рынки похожи на наши
Восточный базар – отдельная тема, это образ жизни населения Востока. Там любят торг. А вот западные рынки больше похожи на наши. И принцип архитектурного построения комплексов, что, например, в Будапеште или в Штутгарте, что на Комаровском рынке Минска, похожи, и ценники на продукцию там будут зафиксированы. Единственное, там все-таки покупатель имеет больше доступа к продукции – у нас как-то предпочитают выставить товар на прилавок, а вот отпускать потом его покупателю из другой тары под прилавком, хотя ситуация постепенно меняется, и у нас и товар все чаще "приближается" к покупателю. На Западе также есть и аналоги наших вещевых рынков, и аналоги набирающего у нас популярность "города мастеров", и тематические - например, Рождественский рынок, - работающие в определенный период и с определенной тематикой. Во многих странах существуют рынки под открытым небом, прямо на площадях или улицах. Как правило, это в исторических местах, где еще со времен Средневековья существовали исторические торговые площади. У нас такой практики нет, как, впрочем, уже и не сохранилось исторических торговых площадей – "тарговиск". В лучшем случае на площадях городов проводятся ярмарки – сезонные или по поводу праздников.
Городской рынок в Штутгарте
В Беларуси нет стрит-ритейла
Можно сказать, у нас совершенно нет развитого стрит-ритейла: торговых улиц с многочисленными, преимущественно брендовыми, магазинами. Здесь мы сильно отстали в развитии и от западных стран, и от соседей. Но для его формирования необходимо желание не только ритейлеров, но и воля городских администраций: успешный полноценный стрит-ритейл возможен только на организованных пешеходных улицах, с выведенными под сферу торговли, услуг и общепита всеми, как минимум, первыми этажами. Благо, кое-что в этом направлении делается – уже существуют пешеходные улицы в ряде областных центров, о желании организовать такие улицы заявили и в других городах Беларуси, упростилась процедура вывода помещений из жилого фонда на 1-х этажах жилых домов. Важен и общий климат, и инвестиционная привлекательность страны: придут ли в торговые коридоры белорусских городов международные операторы, которых мы привыкли видеть в городах других государств?
Не хватает крупноформатных объектов и магазинов шаговой доступности
И если получается, что представители как старых, так и новых форматов довольно успешно уживаются даже на развитом рынке западных стран, то у нас, что называется, сам бог велел. Пока у нас обеспеченность торговыми площадями гораздо ниже, чем даже в сопредельных государствах, жаловаться на отсутствие внимания не придется ни одному из существующих форматов. Кризисный 2009 год дал существенный толчок для развития экономичных магазинов по всей стране. Свои дискаунтеры открыли даже те предприятия, для которых этот формат не характерен. В действующих гипермаркетах время, затраченное в очереди в кассы, от 20 до 40 минут при всех работающих кассах – тоже не редкое явление. Чем не показатель популярности и востребованности? Магазины шаговой доступности, будь то продовольственные или промтоварные, всегда будут востребованы местным населением. Так что говорить, что у нас к настоящему времени появился пласт объектов торговли, не интересных для покупателей, пока преждевременно. Безусловно, есть отдельные убыточные предприятия торговли, но их нельзя отнести к каким-то определенным форматам или специализированным сегментам, они есть в различных направлениях.
И, поскольку нам еще далеко до полного насыщения рынка, его надо активно развивать. Надо строить крупноформатные объекты. Теми же гипермаркетами охвачены еще далеко не все сектора Минска, не говоря уже об областных и крупных районных центрах. На всю страну пока еще нет ни одного действующего современного регионального многофункционального центра (мегамолла).
Мегамолл
Также не хватает и различных магазинов шаговой доступности. Особенно остро проблема стоит в новых жилых районах. Жилье теперь строится очень быстро, в больших масштабах, а вот социальная и общественная инфраструктура развивается гораздо более медленными темпами. Частично ситуацию спасает то, что во многих домах уже в проектах предусмотрено, что первые этажи нежилые и предполагают размещение объектов торговли и услуг.
Но в таких жилых комплексах очень актуально размещение торговых центров микрорайонного значения - на 6-8 тысяч кв. м общей площади, где будет, например, универсам, промтоварный магазин, аптека, предприятия сферы услуг, и размещаться они будут по центру микрорайонов или на границах микрорайонов, в местах пересечения транспортных маршрутов.
К сожалению, такие центры появляются в новых жилых районах с большим отставанием, практически нет комплексного подхода к их формированию. Так, в Минске одна компания заявляла о проекте по строительству сети торговых центров такого формата в новых густонаселенных районах, даже уже было предусмотрено выделение 6-8 участков под эти объекты, но, к сожалению, проект не реализован.
Но основания для оптимизма есть. И в столице, и в ряде других регионов строятся очень интересные современные торговые объекты. Еще более интересные объекты существуют в различных стадиях проектирования. Надеемся, что основное количество проектов будет реализовано на практике, и к следующему Дню работников торговли мы сможем сделать основной акцент именно на современные форматы, которые и будут формировать современный образ белорусской торговли.
Доминируют торговые объекты старых форматов
Розничная торговля, как, наверное, и большинство других отраслей, формируется на основе того, что складывалось если не веками, то десятилетиями. Поэтому ничего удивительного, что в настоящее время в Беларуси доминируют торговые объекты старых или традиционных – кому как удобнее - форматов. К традиционным форматам розничной торговли у нас можно отнести магазины формата "у дома", универсамы, универмаги и рынки. Правда, веяния времени сказываются и на них. Так, фактически историей стал традиционный и привычный нам гастроном, когда торговля шла через прилавок. За последние годы почти все эти объекты переведены на залы самообслуживания. Всегда ли это оправданно – другой вопрос.
В целом, старые форматы, безусловно, востребованы. Их инфраструктура, формируемая годами и десятилетиями, является основой торговой недвижимости в стране. На ней базируются как торговые сети, сформированные на базе старых горторгов и райторгов, так и многие новые сети, поглотившие эти торговые предприятия или объекты недвижимости. А во многих населенных пунктах, особенно в малых городских и сельских поселениях, другой альтернативы у покупателей просто и нет. Кроме того, эти магазины расположены в зонах шаговой доступности, на путях дневной миграции населения, поэтому покупатель за всеми товарами повседневного спроса обращается прежде всего к ним. Да и сам процесс покупки, когда продавец и покупатель знают друг друга пусть не по имени, но в лицо так точно, компенсирует и недостаточно широкий ассортимент, и не самый шикарный интерьер.
Востребованными и популярными остаются и рынки. Так, еще до появления крупных торговых объектов новой формации доля неорганизованной торговли составляла где-то 30-32% от общего розничного товарооборота. За последние 5 лет вроде введено пусть и не очень много по сравнению с сопредельными государствами, но не так и мало новых объектов торговли, а доля неорганизованной торговли по-прежнему превышает 26% по республике, в Брестской области – свыше 30% от всего РТО. Еще более интересная статистика по продажам отдельных групп товаров в этом секторе. На его долю приходится 32% всех продаж изделий из птицы, 26% растительного масла, 42% крупяных изделий; 84% швейных изделий, 61% обуви, 52% строительных материалов. И это самые свежие данные Белстата.
Современные форматы – масштабы не те
Что касается современных форматов, то главное отличие наших объектов от зарубежных аналогов в том, что на Западе они имеют сложившуюся историю и традиции, насчитывающие не одно десятилетие. У нас все участники процесса – и застройщики, и, прежде всего, сами ритейлеры – новые участники данного рынка, находятся в стадии становления, растут вместе с рынком. Главное отличие, которое сразу бросается в глаза – это масштабы. У нас отсутствует такой тип объектов, как мегамолл; самые большие площади торговых залов гипермаркетов, что действуют в Беларуси, немногим более 7 тысяч кв. м, в большинстве случаев это около 6 тысяч, тогда как в западных, да уже и в соседних государствах они начинаются минимум от 8-10 тысяч метров квадратных.
А вот объекты старых форматов, особенно это относится к небольшим магазинам, если не брать уровень интерьера и оформления, установленное торговое оборудование, которое в западных объектах может быть более "продвинутым", чем у нас, в принципе, всюду схожи. Единственное, в Беларуси до сих пор еще значительная доля магазинов-одиночек, тогда как в большинстве стран преобладают сети и в этом секторе. И даже в странах, где распространена практика семейных магазинов, частные объекты объединены в торговые кооперационные союзы.
Западные рынки похожи на наши
Восточный базар – отдельная тема, это образ жизни населения Востока. Там любят торг. А вот западные рынки больше похожи на наши. И принцип архитектурного построения комплексов, что, например, в Будапеште или в Штутгарте, что на Комаровском рынке Минска, похожи, и ценники на продукцию там будут зафиксированы. Единственное, там все-таки покупатель имеет больше доступа к продукции – у нас как-то предпочитают выставить товар на прилавок, а вот отпускать потом его покупателю из другой тары под прилавком, хотя ситуация постепенно меняется, и у нас и товар все чаще "приближается" к покупателю. На Западе также есть и аналоги наших вещевых рынков, и аналоги набирающего у нас популярность "города мастеров", и тематические - например, Рождественский рынок, - работающие в определенный период и с определенной тематикой. Во многих странах существуют рынки под открытым небом, прямо на площадях или улицах. Как правило, это в исторических местах, где еще со времен Средневековья существовали исторические торговые площади. У нас такой практики нет, как, впрочем, уже и не сохранилось исторических торговых площадей – "тарговиск". В лучшем случае на площадях городов проводятся ярмарки – сезонные или по поводу праздников.
Городской рынок в Штутгарте
В Беларуси нет стрит-ритейла
Можно сказать, у нас совершенно нет развитого стрит-ритейла: торговых улиц с многочисленными, преимущественно брендовыми, магазинами. Здесь мы сильно отстали в развитии и от западных стран, и от соседей. Но для его формирования необходимо желание не только ритейлеров, но и воля городских администраций: успешный полноценный стрит-ритейл возможен только на организованных пешеходных улицах, с выведенными под сферу торговли, услуг и общепита всеми, как минимум, первыми этажами. Благо, кое-что в этом направлении делается – уже существуют пешеходные улицы в ряде областных центров, о желании организовать такие улицы заявили и в других городах Беларуси, упростилась процедура вывода помещений из жилого фонда на 1-х этажах жилых домов. Важен и общий климат, и инвестиционная привлекательность страны: придут ли в торговые коридоры белорусских городов международные операторы, которых мы привыкли видеть в городах других государств?
Не хватает крупноформатных объектов и магазинов шаговой доступности
И если получается, что представители как старых, так и новых форматов довольно успешно уживаются даже на развитом рынке западных стран, то у нас, что называется, сам бог велел. Пока у нас обеспеченность торговыми площадями гораздо ниже, чем даже в сопредельных государствах, жаловаться на отсутствие внимания не придется ни одному из существующих форматов. Кризисный 2009 год дал существенный толчок для развития экономичных магазинов по всей стране. Свои дискаунтеры открыли даже те предприятия, для которых этот формат не характерен. В действующих гипермаркетах время, затраченное в очереди в кассы, от 20 до 40 минут при всех работающих кассах – тоже не редкое явление. Чем не показатель популярности и востребованности? Магазины шаговой доступности, будь то продовольственные или промтоварные, всегда будут востребованы местным населением. Так что говорить, что у нас к настоящему времени появился пласт объектов торговли, не интересных для покупателей, пока преждевременно. Безусловно, есть отдельные убыточные предприятия торговли, но их нельзя отнести к каким-то определенным форматам или специализированным сегментам, они есть в различных направлениях.
И, поскольку нам еще далеко до полного насыщения рынка, его надо активно развивать. Надо строить крупноформатные объекты. Теми же гипермаркетами охвачены еще далеко не все сектора Минска, не говоря уже об областных и крупных районных центрах. На всю страну пока еще нет ни одного действующего современного регионального многофункционального центра (мегамолла).
Мегамолл
Также не хватает и различных магазинов шаговой доступности. Особенно остро проблема стоит в новых жилых районах. Жилье теперь строится очень быстро, в больших масштабах, а вот социальная и общественная инфраструктура развивается гораздо более медленными темпами. Частично ситуацию спасает то, что во многих домах уже в проектах предусмотрено, что первые этажи нежилые и предполагают размещение объектов торговли и услуг.
Но в таких жилых комплексах очень актуально размещение торговых центров микрорайонного значения - на 6-8 тысяч кв. м общей площади, где будет, например, универсам, промтоварный магазин, аптека, предприятия сферы услуг, и размещаться они будут по центру микрорайонов или на границах микрорайонов, в местах пересечения транспортных маршрутов.
К сожалению, такие центры появляются в новых жилых районах с большим отставанием, практически нет комплексного подхода к их формированию. Так, в Минске одна компания заявляла о проекте по строительству сети торговых центров такого формата в новых густонаселенных районах, даже уже было предусмотрено выделение 6-8 участков под эти объекты, но, к сожалению, проект не реализован.
Но основания для оптимизма есть. И в столице, и в ряде других регионов строятся очень интересные современные торговые объекты. Еще более интересные объекты существуют в различных стадиях проектирования. Надеемся, что основное количество проектов будет реализовано на практике, и к следующему Дню работников торговли мы сможем сделать основной акцент именно на современные форматы, которые и будут формировать современный образ белорусской торговли.