Амбициозных задач не ставим

Источник материала:  
Амбициозных задач не ставимБеларусь далека от использования своего транзитного потенциала

Выручка от транзита в Беларуси через 5 лет увеличится, по прогнозам Минтранса, на 24%. В то же время географическое положение страны, по оценкам экспертов, позволяет в ближайшей перспективе увеличить транзитные дивиденды как минимум в 5 раз.В последнее время на самом высоком уровне все чаще подчеркивается, что развитие транзитного потенциала должно предопределять экономическое развитие страны.

Однако в ближайшей пятилетке доход от транзита увеличится ненамного - меньше, чем на четверть, сказал начальник управления стратегического развития, координации и инвестирования транспортных систем Минтранса Беларуси Павел Божанов на пресс-конференции 14 июля. Для сравнения: в минувшем, кризисном году этот показатель составил 1,9 млрд. USD, а в более благополучном 2008 году - 2,6 млрд. USD (тогда годовой прогноз был превышен на 37%).

Между тем у министерства есть и пессимистический вариант, по которому выручка от транзита через 5 лет увеличится лишь на 10%. Но, как было сказано, это точка отсчета, "ниже которой мы не должны опуститься".

Новация - финансовый коридор.

Прогнозные цифры увеличения поступлений от транзита содержатся в проекте Стратегии развития транзитного потенциала Беларуси на 2011-2015 гг. Документ уже внесен в правительство и, как ожидается, в ближайшее время будет утвержден. На основании новой стратегии будет разработана и осенью внесена в правительство Госпрограмма развития транзитного потенциала Беларуси на 2011-2015 гг.

Подготовка новой стратегии развития транзитного потенциала страны обусловлена тем, что в этом году завершается реализация прежней стратегии, рассчитанной тоже на 5 лет.

Направления развития стратегического ресурса страны традиционные. В рамках нового документа предполагается усовершенствовать законодательство, провести реконструкцию и модернизацию транзитной инфраструктуры и дорог, а также расширить транспортные, коммуникационные и финансовые коридоры.

В частности, коммуникационный транзит предусматривает расширение пропускной способности оборудования электросвязи для пропуска трафика до 70 Гбит/с, расширение внешнего интернет-шлюза до 80 Гбит, модернизацию сети передачи данных с большей пропускной способностью.

В числе новаций значится развитие финансовых коридоров. Мин- транс готовил предложения по развитию этого направления вместе с Минфином, Минсвязи и Нацбанком. Как они будут работать на практике, пока непонятно, но набор мер впечатляет. Это создание системы эффективного ценообразования на услуги финансового рынка, снижение административных барьеров и упрощение регистрационных процедур для инвесторов и финансовых институтов, обеспечение равного доступа предприятий разных форм собственности к инфраструктуре и активам и т. д.

В то же время П. Божанов не смог ответить на вопрос корр. "БР", включает ли проект новой стратегии возможности загрузки уже существующих транзитных нефтяных коридоров, которые сейчас простаивают без работы, а также будут ли созданы новые маршруты для поставки альтернативного сырья.

Как было сказано, это прерогатива другого ведомства - концерна "Белнефтехим". Тем не менее П. Божанов пояснил, что "транзитные потоки перераспределяются по не зависящим от нас причинам", - в частности, уже сейчас наблюдается снижение спроса на нефть в Европе и растет спрос в Китае.

Между тем в прошлом году Беларуси удалось увеличить выручку лишь от транзита нефти. Транзит нефти увеличился по сравнению с 2008 г. на 2,4 млн. т. (на 4%), а доход вырос на 12 млн. USD. В то же время транзит природного газа снизился на 6,8 млрд. куб. м (или на 13%), а доходы упали на 83 млн. USD (снижение на 18%).

Падение наблюдалось и по другим транзитным позициям. Доходы от транзитных полетов воздушных иностранных судов снизились на 8 млн. USD, от перевозки пассажиров - на 14 млн. USD, от перевозки грузов железнодорожным транспортом - на 58 млн. USD.

В то же время транзит грузов через Беларусь, по оценкам Минтранса, увеличивается. Главное преимущество, которое имеют автомобильные перевозчики в Беларуси, это, по словам П. Божанова, "безопасность и скорость перевозок". По его мнению, Беларусь объезжают в основном недобросовестные и недисциплинированные перевозчики. "Если документы в полном порядке, то никаких проблем с транзитом грузов через Беларусь не будет", - убежден П. Божанов.

Пока ничего не перетягиваем.

Создание Таможенного союза дает шанс Беларуси, имеющей уникальное географическое положение, "перетянуть" на себя часть логистических операций из России.

Российские чиновники уже тревожатся, что если Беларусь обеспечит более понятные и прозрачные процедуры таможенного оформления импортных грузов, то грузопоток, идущий в РФ через Прибалтику и Украину, может переориентироваться на коридор Беларусь - Россия.

Однако П. Божанов пока не видит оснований для такого рода опасений. "В настоящее время мы не создаем конкуренции России. Наши коллеги-транспортники пока не высказывают такой обеспокоенности, и в международных организациях не поднимается вопрос о том, что мы угрожаем доходам России", - сказал он.

Как было сказано, проекты, реализуемые в Беларуси по развитию транспортной логистики, рассчитаны прежде всего на развитие уже существующих товаропотоков. Тем более что эксперты прогнозируют увеличение спроса на логистические услуги - уже отмечается тенденция отказа от стандартных складских помещений в пользу транспортно-логистических центров (ТЛЦ). Не случайно в Смоленской и других приграничных областях РФ сейчас активно реализуются проекты в транспортно-логистической сфере.

ТЛЦ "завязаны" на европейский капитал.

Пока Беларусь реализует проекты строительства ТЛЦ в основном с западными инвесторами. Это и понятно: основные грузопотоки формируются в ЕС. Участие российских инвесторов в строительстве терминалов в Беларуси минимальное. Но когда российские компании увидят, что Таможенный союз полноценно заработал, они проявят интерес к созданию ТЛЦ в Беларуси, считает П. Божанов.

В Беларуси намечено построить 50 логистических центров, в том числе 18 ТЛЦ.

Некоторые проекты уже реализуются. В их числе - проект транспортно-логистического центра "Прилесье" в районе Национального аэропорта "Минск" с бельгийской компанией АОI n.v. П. Божанов отметил, что практически все вопросы по проекту решены, в том числе и по выделению земельного участка. "Думаю, что строительная техника начнет работу на объекте в скором времени", - сказал он.

Крупная компания из Гонконга готова инвестировать в создание ТЛЦ на базе Оршанского авиаремонтного завода. Центр планируется создать рядом со взлетно-посадочной полосой, используемой для доставки на ремонт авиатехники Оршанским авиаремонтным заводом. Поставлена задача загрузить эту полосу, которая останется в собственности государства, а рядом построить большой терминальный комплекс площадью около 1 млн. кв. м.

Инвестор предлагает осуществлять транспортировку грузов из Китая. В планах - "завязать" в Оршанском ТЛЦ авиатранспорт и автотранспорт, а со временем, если увеличатся грузопотоки, и железнодорожную ветку.

"Проект очень большой, мы даже с тревогой относимся к таким большим планам", - отметил П. Божанов. Тем не менее инвестор уже документально подтвердил финансовую готовность к участию в проекте. В ближайшее время предполагается оформить договоренности в виде инвестдоговора, проект которого  готовится.

Объем инвестиций в реализацию масштабного проекта П. Божанов не уточнил. "Конкретики пока нет, но мы надеемся, что проект с Гонконгом потянет за собой и латвийский проект - латыши совместно с австрийцами хотят прийти со своими потоками и инвестициями. Мы хотели бы реализовать эти проекты совместно", - сказал П. Божанов.

Он также отметил, что в этом году Беларусь посетила делегация из Китая во главе с заместителем руководителя правительства КНР. В рамках визита было подписано рамочное соглашение по реализации ряда инвестпроектов, в том числе 7 проектов Минтранса.

Ряд проектов касается строительства и модернизации белорусских автодорог. Однако пока соглашение по условиям участия сторон не достигнуто. Китайская сторона настаивает на том, чтобы больше половины работ выполняли китайские рабочие, белорусская - на своей доле участия на уровне 85%.

П. Божанов также отметил, что с китайскими компаниями обсуждается возможность их участия в проекте электрификации отдельных участков Белорусской железной дороги в направлении Литвы.
←Инвестиции в программы развития районов должны окупаться в течение двух лет - Косинец

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика