На все есть объективные причины

Источник материала:  
На все есть объективные причины"Белгоспищепром" строит экспортные планы на будущее, КГК обвиняет концерн в невыполнении текущих показателей.В 2009 году предприятия концерна "Белгоспищепром" смогли экспортировать продукции на 370 млн. USD (около 25% от объема всей реализованной продукции). Как сообщил заместитель начальника управления внешнеэкономических связей, торговли и маркетинга концерна "Белгоспищепром" Сергей Загородный, значительная часть товаров, произведенных предприятиями концерна, экспортировалась на традиционные рынка сбыта - в страны СНГ, в первую очередь - в Россию.

В текущем году концерн планирует увеличить экспорт до 450 млн. USD. Для белорусской пищевой продукции в этом году должны открыться рынки Туркменистана и Чили. А к 2015 году предприятия концерна намерены увеличить объем экспорта до 700 млн. USD.

Обвинили в неэффективности.

Впрочем, работа концерна пока не удовлетворяет Комитет государственного контроля. Как сообщает пресс-служба КГК, в ходе проверки "Белгоспищепрома" были выявлены множественные недостатки и упущения в работе как предприятий концерна, так и руководства "Белгоспищепрома".

"Об эффективности работы концерна свидетельствует невыполнение прогнозных показателей: в 2009 году концерн не обеспечил выполнение 5 из 15 показателей прогноза социально-экономического развития. Аналогичная ситуация сохраняется и в нынешнем году. В I квартале концерном не обеспечено выполнение 5 из 12 показателей, в том числе по таким важным характеристикам, как экспорт товаров, сальдо внешней торговли, норматив запасов готовой продукции", - говорится в сообщении пресс-службы.

В 2008-2009 годах предприятиям концерна была оказана государственная поддержка на сумму 118,4 млрд. BYR, однако каждое третье предприятие (16 из 51), которое ее получило, не выполнило условия, на которых она предоставлялась.

КГК отмечает, что на предприятиях концерна медленными темпами реализуются инновационные проекты, не загружены производственные мощности, не принимаются меры, направленные на сокращение энергоемких производств.

Контролеры соглашаются, что в целом концерн работает прибыльно, однако он не выполняет требование президента по недопущению убыточной работы организаций, подчиненных государственным органам. За 2009 год 7 предприятий концерна сработали себе в убыток, общий размер которого составил 12,8 млрд. BYR. В I квартале 2010 года столько же предприятий получили убыток в размере 7,7 млрд. BYR.

Страну заливают алкоголем.

Комитет оказался недоволен и кондитерской отраслью. В 2009 году мощности отечественных кондитерских фабрик были загружены лишь на 80%. Из-за этого население переориентировалось на импортные кондитерские изделия.

КГК обращает внимание, что алкогольная отрасль Беларуси нацелена только на отечественного потребителя, и из-за этого "достигнут опасный для генофонда нации уровень потребления алкогольных напитков".

Проблемы с экспортом кондитерских изделий и алкогольных напитков КГК связывает с тем, что "товаропроводящая сеть, созданная концерном за рубежом, имеет узкую специализацию и не приспособлена для реализации широкого спектра товаров". К примеру, в 2009 году отечественная водка и ликероводочные изделия, производимые предприятиями концерна, реализовывались лишь через один субъект товаропроводящей сети за рубежом (в г. Рига).

Еще одна тема, которая вызвала вопросы комитета к "Белгоспищепрому", связана с реконструкцией и техническим перевооружением организаций спиртовой отрасли. На эти цели с 2005 по 2009 годы потрачено 44,4 млн. USD, что почти в 3 раза превышает задание. Однако производственные мощности спиртовых заводов полностью не загружены. Например, в прошлом году в целом по стране мощности предприятий по производству спирта использовались только на 73,4%.

Комитет государственного контроля отмечает, что не выполнены параметры по производству и экспорту пива. Несмотря на то, производственные мощности белорусских заводов растут, второй год подряд наблюдается падение объемов его производства. Одновременно продолжает расти импорт пива: в 2008 году было импортировано 12,4 млн. дал пива, в 2009 году - 13,6 млн. дал.

Ряд претензий высказал КГК и в отношении плодоовощных консервов, обеспечения предприятий "Белгоспищепрома" картофелем, контроля за деятельностью представителей государства, назначенных в органы управления хозяйственных обществ.

Увеличивается, но не в разы.

Представители "Белгоспищепрома" при этом считают, что озвученные КГК претензии имеют под собой объективные причины.

В частности, экспорт ликеро-водочных изделий тормозится тем, что в России - основном потенциальном покупателе белорусской водки - рынок алкогольных изделий монополизирован, и быть конкурентоспособной на нем отечественной продукции нелегко.

Вместе с тем, как отметил С. Загородный, экспорт алкогольной продукции возрастает. "Объем экспорта ликеро-водочных изделий увеличивается не в разы, но процентов на 30. Хотелось бы, чтобы он увеличился в 10 раз, но это не очень реально", - отметил С. Загородный.

Он также пояснил, что основной позицией экспорта концерна является сахар. На стадии переговоров находится вопрос об увеличении поставок сахара в Россию до 250 тыс. тонн в год. Кроме того, в текущем году Беларусь по-прежнему намерена отгрузить в Украину 80 тыс. тонн сахара, несмотря на появившуюся информацию о том, что украинское правительство готово закупить лишь 40 тыс. тонн сахара.

"Мы по-прежнему рассчитываем поставить в Украину 80 тыс. тонн сахара. Никаких претензий со стороны официальных органов Украины к нам не поступало", - сказал С. Загородный.

Значительную часть продукции предприятия концерна экспортируют через собственную товаропроводящую сеть, которая представлена 15 торговыми домами в России, Латвии, Кыргызстане, Польше, Армении и Украине. Через них проходит более 45% экспорта товаров предприятий "Белгоспищепрома". И этот показатель, по мнению С. Загородного, свидетельствует о ее эффективности.

По словам представителя "Белгоспищепрома", вступление Беларуси в Таможенный союз должно положительно повлиять на рост экспорта отечественных продовольственных товаров на рынки России и Казахстана. Вместе с тем он не исключил, что экспансия на белорусский рынок со стороны российских и казахстанских компаний в условиях Таможенного союза может обостриться. Уже сейчас существует проблема с российским пивом и кондитерскими изделиями. Однако до новых торговых войн, считает С. Загородный, дойти не должно.
←Инвестиции в программы развития районов должны окупаться в течение двух лет - Косинец

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика