АНАЛИТИКА. В России замедлился карьерный рост на производстве
20.07.2010 04:00
—
Новости Экономики
В России замедлился карьерный рост на производстве
Как сообщает газета "Труд", в 2010 году работникам производственной сферы не стоит надеяться на повышения. По данным издания, лишь 5% сотрудников в 2009 году получили повышение. Нынешний год не очень будет отличаться от прошлого.
Даже в банковской отрасли, являющейся лидером по этому показателю, доля работников, получивших повышение, составила лишь 8%.
В 2009 году многие компании урезали затраты на персонал - отменяли бонусы, сокращали зарплаты. Зачастую работников удерживало в компании желание занять место уволенного начальника, тем более что руководители сами признавались, что им дешевле продвинуть своего работника, чем искать на рынке, а потом дообучать нового.
"В 2009 году движение между компаниями замерло, поэтому и внутри перемещения замедлились", - считает Руслан Ильясов, HR-директор компании "Эльдорадо".
Экономический кризис серьезно отразился на продвижении по службе. Об этом заявляют аналитики КПМГ, которые провели исследование "Бенчмаркинг системы управления персоналом".
В исследовании КПМГ приняла участие 41 компания, в том числе банк "Русский стандарт", "Бритиш американ тобакко" (ВАТ), ИК "Велес капитал", "Вимм-билль-данн", "Капитал страхование". Как выяснилось, в прошлом году только 4,49% сотрудников крупнейших российских компаний получили повышение по службе. "Столь низкий показатель продвижения сотрудников может быть вызван сокращением затрат на персонал в 2008-2009 гг., однако в долгосрочной перспективе отсутствие карьерного роста может негативно сказаться на мотивации персонала, особенно если речь идет о ключевых сотрудниках компании, - утверждает Алевтина Борисова, руководитель группы услуг по управлению персоналом КПМГ в России и СНГ. - Но в первом полугодии 2009 г. новыми должностями могли похвастать не более 1,5% сотрудников". Самый низкий показатель продвижения по службе за год был на производстве (1,3%), самый высокий - в банковском секторе (8,3%), уточняют в КПМГ.
Цифра действительно внушительная. Ведь еще годом ранее повышение по службе получал каждый пятый, а в некоторых отраслях даже каждый третий. В этот же раз работодатели не спешат поощрять своих сотрудников, озаботившись "оптимизацией".
В кризис на карьерную политику в компаниях действовали два разнонаправленных вектора, говорит Сергей Пятенко, гендиректор экономико-правовой школы ФБК. В условиях снижения финансовых показателей возможности карьерного роста были ограничены. С другой стороны, продвижение по службе оставалось едва ли не единственным рычагом для повышения мотивации сотрудников.
Сотрудники предпочитали держаться на своем месте, даже если оно их мало устраивало. Они пережидали кризис. В связи с этим число увольнений по собственному желанию уменьшилось. Массовые сокращения также не способствовали росту числа продвижений по службе.
Само по себе увольнение работников не означает невозможность карьерного роста внутри компании. Например, в "Эльдорадо" кадровый резерв на должность директора магазина в середине 2009 года составлял 80 человек. На сегодняшний день 33 сотрудника уже получили повышение. При этом штат компании за год уменьшился почти в два раза - с 31 тысячи человек до 15 тысяч.
"Работодатели под маркой кризиса в прошлом году нещадно эксплуатировали своих сотрудников, - комментирует директор по организационному развитию компании "Связной" Вера Елисеева. - Это эффективно, но на очень короткий срок". По мнению эксперта, компании часто перекладывали дополнительные обязанности уволенных на оставшихся. Таким образом им удавалось избежать продвижения по службе, а значит, и увеличения зарплат своим работникам.
По данным KPMG, доля внутренних позиций, которые были закрыты горизонтальными перемещениями, составила 16,7% - в три раза больше, чем вертикальными. В решающий момент работодатели предпочли тасовать начальников между отделами, но не повышать рядовых сотрудников.
Получается, руководство компаний практически не использовало возможности кризиса для развития своих работников.