Время бизнеса: Ничто так не сплотит коллектив, как корпоративная приключенческая игра

Источник материала:  
19.07.2010 11:52 — Новости Экономики
Как организовать отдых с пользой для дела? Что такое корпоративные приключенческие игры? Развлечение, корпоративный отдых или командообразующее мероприятие? Зачем взрослым и серьезным людям играть? В чем драйв и польза от такого формата мероприятий? Что отличает приключенческие игры от альтернативных возможностей корпоративного отдыха? Экспертом по этой теме в очередной программе "Время бизнеса" в эфире TUT.BY выступил Юрий Цыганок, координатор Клуба приключений "Абордаж".

Время бизнеса: Ничто так не сплотит коллектив, как корпоративная приключенческая игра

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео

Как же организовать отдых коллектива предприятия с пользой для дела?

Сразу хочу уточнить, что польза тут будет не столько для дела как для бизнеса, сколько для команды. Чтобы сделать команду сильнее, чтобы она помнила этот отдых подольше, чтобы команда в целом, директор, топ-менеджеры, каждый сотрудник что-то для себя уяснили, сделали какие-то выводы, которые им помогут впоследствии лучше работать в команде, справляясь с теми целями и задачами, которые компания перед собой ставит. Только после этого получается польза для бизнеса, для общего дела. Наилучший способ организации такого отдыха – командные приключенческие игры. Это относительно новый вид услуги для Беларуси. Как правило, при словосочетании "корпоративный отдых" сразу возникает ассоциация с рестораном.

Ну да, так привыкли: сели за длинные столы, видишь только тех, кто рядом с тобой, все остальные где-то там вдалеке, и выпиваем…

Да, первые два-три тоста все еще во внимании, все пьют за успех компании, после чего весь коллектив разбивается на небольшие группки по интересам за отдельными столиками. Такой отдых очень скоро будет забыт. Только если на вашем корпоративе не произошло какое-нибудь ЧП или подвыпивший директор не стал приставать к молоденьким сотрудницам – поговорить потом будет просто не о чем, не о чем вспомнить.

Возьмем противоположность – активный отдых. Страйкбол, пейнтбол, выезды на природу в походных условиях, сплавление по реке на байдарках, корпоративный боулинг и так далее. Это все тоже можно считать отдыхом. Но он требует от людей каких-то навыков. Если пригласили играть командой в боулинг, то те, кто никогда не держал в руках этот шар, просто не пойдут. Это получится отдых для небольшого круга сотрудников. Да и запомнится этот поход тоже не очень надолго. Время бизнеса: Ничто так не сплотит коллектив, как корпоративная приключенческая игра

Приключенческая игра главной своей целью предполагает объединить людей – для того, чтобы они эту игру завершили с успехом, то есть победили. Радость от процесса достижения этой победы, с преодолением всех трудностей, собственно, можно назвать приключением. Давайте возьмем в качестве примера корпоративный поход – из точки А в точку Б. Если он прошел нормально, то есть вышли из точки А, пришли в точку Б, поели шашлыков и так далее - вроде, нормально. Вроде, отдохнули. Но давайте предположим, что в этом походе происходит что-то незаурядное: сломалась палатка, замочило все вещи, сильный дождь, ветер, то есть происходят какие-то события, которые вынуждают коллектив действовать неординарно, искать пути выхода из сложных ситуаций, бороться и побеждать. После прохождения всех этих испытаний тот самый приход в точку Б будет эмоционально качественно отличаться от похода, который прошел без сучка, без задоринки. Таким образом, комплекс мероприятий, который называется командными приключенческими играми, являет собой некий микс ролевой игры с перевоплощениями плюс физические, интеллектуальные нагрузки, заставляющие людей искать какие-то выходы и решения, прилагать какие-то усилия, координировать команду, работать в команде, ну и плюс эмоции, которые все это сопровождают. Сюда же, по желанию заказчика, можно вплетать командообразование, то есть наблюдение за игрой, за поведением каждого участника в той или иной ситуации, которое позволит сделать правильные выводы.

В итоге любой игры должна быть победа. Сама по себе она означает успех и как бы является тренировкой успеха. Победив обстоятельства, которые сразу казались невыполнимыми, непреодолимыми, трудными, мы уже впоследствии сможем переложить ту же модель на такие обстоятельства в бизнесе, как кризис, неожиданные проверки и так далее – все, что изначально кажется катастрофой. Но преодоление этой катастрофы совместными усилиями дарит то, что можно назвать хорошим приключением.

Должно ли руководство предприятия участвовать во всех этих играх? Какова здесь роль того же директора?

В процессе игры очень четко определяются формальные и неформальные лидеры. На работе директор – это формальный лидер, и не факт, что ему станут подчиняться и в процессе игры. Может быть, первые 5-10 минут сотрудники еще как-то будут немного на него озираться, но не больше. Поэтому есть разные упражнения, обстоятельства, испытания, задачи, которые выявляют какого-то другого координатора. Тут от каждого по способностям: кто-то физически силен, кто-то ловок, кто-то умеет "разруливать" обстановку, принимать правильные решения, кто-то хороший исполнитель. И сложно сказать, где среди этих ролей окажется в итоге директор. В то же время это отличная возможность для него увидеть, как его команда ведет себя в нестандартных ситуациях, посмотреть на себя с другой стороны, ощутить себя в своем коллективе в другом качестве.

А как обычно получается на деле? Не выходит ли команда топ-менеджеров с директором во главе против команды исполнителей?

Нет, этого как раз надо стараться избегать. На работе и так хватает этих ситуаций, когда топ-менеджмент – это одна тусовка, а исполнители - другая. Для чего и нужен командный отдых – перемешать всех в кучу и разделить на несколько команд, в каждую из которых войдут сотрудники разных отделов, филиалов, разных уровней. Люди должны понять, что все они играют в одной команде, с одной целью, к которой движется вся компания, невзирая на количество кабинетов, – достичь успеха. Как в игре есть одна цель – победить, так и у компании одна цель – заработать больше прибыли, чтобы вместе двигаться к росту и развитию. Победа – одна на всех, но каждый в нее может привнести что-то свое и почувствовать свою значимость.

Тут интересная штука получается. Если выделяется, скажем, четыре команды, а победит одна, то остальные, выходит, и не смогут ощутить вот этого эффекта от победы?

Я не сказал, что победит одна команда. К победе должен прийти весь коллектив. Как это происходит? К сожалению, об этом я уже рассказать не могу – тем самым я раскрою определенные секреты нашего производства. Но побеждать должны все. Ощущение победы надо подарить каждому. Всегда чувствуется фальшь от притянутости за уши, мол, победила дружба. Нет, тут нужен иной подход. Если вы пойдете на охоту с лопатой на ежика, эта победа вам едва ли принесет радость. А если вы победите медведя рогаткой – тут уж будут совсем другие ощущения. То же самое и для команды.

Вы много говорите о цели, о результате. А что происходит в процессе его достижения?

Главное отличие приключенческих игр от всех остальных видов корпоративного отдыха в непредсказуемости дальнейшего развития событий: от начала и до конца работает элемент неожиданности. Весь сценарий держится в секрете от всех сотрудников, кроме HR-менеджера, с которым он заранее оговаривался. Экстрим, пугаловка, юмор – все элементы сценария срабатывают для нужных людей в нужное время в нужном месте. И тогда они внедряются и работают в команде, выполняя свои задачи. Дозируя этот драйв и игровой азарт по ходу мероприятия, мы и приходим к общему результату.

Хочется, честно говоря, побольше услышать о составляющих этих сценариев.

Есть порядка десятка базовых сценариев, среди которых охота на пиратов, война стран за территории, поиск пропавшей миссии, вампиры, прочие легенды из разных эпох, основанных на реальных событиях или фантастических. Выбранный сценарий адаптируется к конкретной компании с учетом ее интересов и особенностей: возраст, пол, количество сотрудников, как долго они работают вместе, какие корпоративные ценности их объединяют.

То есть все начинается с того, что вы встречаетесь с менеджером, с которым обсуждаете все эти моменты и выбираете сценарий, который будет интересен компании. Когда сценарий выбран, что происходит дальше?Время бизнеса: Ничто так не сплотит коллектив, как корпоративная приключенческая игра

Происходит разделение на команды. Потом распределяются места расположения и роли каждой команды. Затем начинается собственно игра. И здесь уже все зависит от конкретного выбранного компанией сценария.

Можете ли вы сейчас выбрать какой-то один конкретный сценарий и подробно о нем рассказать?

Давайте я расскажу о сценарии, в основу которого взята семилетняя война между Англией, Францией и племенами индейцев на североамериканском театре военных действий. Там идет борьба за территории, за сферы влияния над индейскими племенами. Лес, поле, площадки оборудованы, команды одеты в соответствующую униформу, им розданы флаги, выделены командиры, пехотинцы и так далее. И дальше им дана полная свобода выбирать, с кем из индейцев вести переговоры, строить дипломатию, с кем воевать, как делить территориальную границу с противником – здесь включается элемент квеста. Затем начинается борьба за территории и за ресурсы на этих территориях. Готовясь к войне, как и в жизни, армия сперва собирает материальный, человеческий, финансовый потенциал для победы. Потом начинаются какие-то локальные стычки – тут уж как пойдет игра. Построят ли они себе крепость или будут атаковать, на чем будут драться – все это разрешается в процессе игры. Индейцы тоже не дремлют – а тут уже как карта ляжет. Все испытания даются довольно тяжело, а основной выброс эмоций происходит во время финальной битвы. Здесь же команды получают и эмоциональную разгрузку. Все командообразующие элементы в этом сценарии я намеренно пропускаю – это коммерческая тайна. Далее приходит время стилизованного праздничного пира. Прием пищи – и обед, и ужин – все это является частью игры. Таким образом, мы с начала до самого конца не даем людям расслабиться и выйти из игры в реальный мир.

Все ли игры требуют выезда куда-то на природу? А как же играть зимой?

Можно устроить приключенческие игры в помещении. Но, во-первых, это уже будет более простая ролевая игра – как те, что мы знаем еще со времен пионерских лагерей. Конечно, они не подарят столько же эмоций, как активный отдых. Но это тоже возможно – был бы спрос.

То есть у вас, получается, сезонный вид деятельности?

Вовсе нет. Просто в зависимости от погодных условий регулируется уровень экстрима. Зимой люди, например, выезжают на лыжах. Но тут есть альтернатива: либо поехать в Логойск покататься, либо на тех же лыжах поноситься по лесу по заранее подготовленным лыжням. Не просто забраться на подъемнике и скатиться, а выполнять какие-то задания в рамках сценария. А в конце дня – горячая баня с шашлыком.

Какие компании к вам чаще всего обращаются? Крупные или мелкие? На чем они в основном специализируются?

Мы готовы работать с любой компанией, невзирая на ее финансовые возможности, имя на рынке. Единственное, что нам нужно знать – количество людей, которые будут участвовать. Самая большая команда, для которой мы организовывали игры, – 75 человек. Можно и вдвое больше, но тогда придется затратить больший ресурс, потому что становится сложно контролировать процесс.

Что до специализации компаний, которые к нам обращаются, то это в основном сфера услуг, клиентоориентированные сферы, а также сферы, в которых присутствует высокая конкуренция, где работать приходится в более жестких условиях.

Партнер программы

Время бизнеса: Ничто так не сплотит коллектив, как корпоративная приключенческая игра

←Производство цемента в Беларуси в первом полугодии выросло на 5,2%

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика