Белорусский Nord Stream
По информации ЗАО «Белорусская нефтяная компания» и эстонского порта Мууга, очередная партия венесуэльской нефти в объеме 80 тыс. т будет поставлена в Беларусь транзитом через Эстонию в третьей декаде июля. На ваш взгляд, насколько просчитан с точки зрения логистики этот шаг?
Сложно оценивать эффективность проекта по поставке венесуэльской нефти в Беларусь, не зная ключевой ее составляющей - цены, по которой страна закупает нефть за океаном, а также условий оплаты импортируемого сырья.
Нефть из Венесуэлы поставляется в Беларусь уже третий месяц, но официально ее цена по-прежнему не озвучена. Можно лишь предположить, что эта цена преференциальная, поэтому проект для Минска носит не только демонстрационный характер, но имеет также некоторый экономический смысл.
Начиная с мая, танкеры с венесуэльской нефтью Санта-Барбара приходили в Одесский порт, а затем по железной дороге нефть поставлялась на Мозырский НПЗ. В июле Беларусь подключает к транзиту венесуэльской нефти северное направление - через Балтийское море. Пятый танкер с венесуэльской нефтью дедвейтом 80 тыс. т должен прибыть в эстонский порт Мууга в третьей декаде июля и будет отправлен железнодорожным транспортом для переработки на ОАО «Нафтан».
Мууга - один из крупнейших портов Эстонии, расположен примерно в 30 км от Таллина. Порт имеет хорошие возможности по перевалке наливных грузов, в том числе нефти и нефтепродуктов. Работающие в порту Мууга операторы способны выгружать до 2 тыс. железнодорожных цистерн в сутки. При этом производится единовременная выгрузка целых маршрутных поездов. Порт может также принимать грузы и с танкеров.
Венесуэльская нефть будет поставлена в эстонский порт, после чего доставлена железнодорожным транспортом через Эстонию и Латвию на Новополоцкий НПЗ. Белорусская железная дорога планирует задействовать для этого 22-23 железнодорожных состава.
Очевидно, что логистика поставки венесуэльской нефти через прибалтийские порты более оптимальна в сравнении с южным маршрутом поставки нефти через Одесский порт - путь значительно короче. Самая большая составляющая в логистических затратах даже не фрахт (сегодня он относительно дешев), а перевалка нефти в порту и дальнейшая ее доставка по железной дороге.
Известно, что Украинская железная дорога сделала хорошие скидки белорусам при поставке венесуэльской нефти. Согласно предварительным расчетам, стоимость транспортировки по железной дороге оценивалась в 65 USD/т (дороже, чем доставка нефти из Венесуэлы до Одессы). Однако в ходе переговоров украинцы сделали скидку, благодаря чему тариф был снижен для первых партий примерно до 36 USD/т.
Предоставлены ли скидки на тариф железная дорога Эстонии при перевозке венесуэльской нефти, пока неизвестно. Белорусская сторона будет к этому, конечно же, стремиться. Учитывая, что белорусские грузы транспортируются через эстонские порты, администрации железных дорог двух стран могут найти взаимовыгодное решения по этому вопросу.
Тем не менее, пока неизвестно, будет ли венесуэльская нефть и дальше поставляться через эстонский порт. Известно, что белорусская сторона изучает возможности доставки венесуэльской нефти в страну также через порты Литвы и Латвии.
Желание Минска диверсифицировать поставки венесуэльской нефти абсолютно оправданно. Если в течение календарного года - с мая 2010 года по май 2011 года - в Беларусь необходимо поставить 4 млн. т венесуэльской нефти, без дополнительных маршрутов просто не обойтись. Дело в том, что возможности обоих белорусских НПЗ по приемке «железнодорожной» нефти далеко не безграничны. Максимум, что каждый из них может принять сегодня - по 3 танкера дедвейтом 80 тыс. т в месяц. Таким образом, за год каждый может переработать по 3 млн. т, а в сумме - 6 млн. т в год.
Между тем, поставлена задача в дальнейшем увеличить поставки нефти из Венесуэлы до 10 млн. т, а это примерно 50% общего годового объема нефтепереработки в стране. Обеспечить такой объем поставок нефти по железной дороге пока просто невозможно из-за ограниченных возможностей для слива нефти (не говоря о том, что транспортировка по железной дороге значительно дороже, чем по трубопроводной системе).
Если У. Чавес и А. Лукашенко действительно договорились о поставке 10 млн. т нефти в год (вопросы цены и условий оплаты - это отдельная тема для обсуждения), то очевидно, что следующий этап - организация поставок венесуэльской нефти в Беларусь по трубопроводной системе.
Что касается северного маршрута, то нефть с литовского и латвийского портов можно поставлять на «Нафтан» по новополоцкой трубе «Дружба». Это предприятие с 29 июля 2006 года полностью потеряло транзит - после того, как были остановлены поставки российской нефти в направлении Литвы. Еще раньше, с 1 января 2003 года, прекращен транзит российской нефти в направлении Латвии. Кроме того, путь из литовского порта Клайпеда в Новополоцк гораздо короче (около 500 км), чем из эстонского порта Мууга в Новополоцк (850 км).
Между тем, в 2007 году, после нефтяной войны с Россией, белорусская сторона уже заявляла о готовности транспортировать через Литву 7-8 млн. т альтернативной нефти. Литовская сторона, поддержав желание белорусов, предложила тогда совместно реализовать проект по увеличению мощности нефтяного терминала в Бутинге для увеличения объемов перевалки сырья. Однако конкретных предложений по использованию терминала Бутинге 3 года назад от официального Минска не последовало.
Можно предположить, что белорусская сторона пока не имеет твердых гарантий поставки венесуэльской нефти на долгосрочную перспективу, чтобы строить такие планы. Поэтому пока отрабатываются условия поставок разовых партий по разным маршрутам.
Отработкой логистики поставок венесуэльской нефти займется недавно созданное венесуэльско-белорусское СП «Петройл ВБ, С.А.», учредителями которой стали ЗАО «Белорусская нефтяная компания» (БНК, спецэкспортер нефтепродуктов) и государственная нефтегазовая компания Венесуэлы (Petroleos de Venezuela, Sociedad Anonima, PDVSA). Доля белорусской стороны в СП составляет 25%, PDVSA принадлежат остальные 75%. СП будет заниматься также и реализации нефтепродуктов, вырабатываемых из нефти, поставляемой из Венесуэлы.
Пока нефтепродукты, выработанные из венесуэльской нефти на Мозырском НПЗ, были поставлены на украинский рынок. С этой целью БНК, которая была контрактодержателем первых партий венесуэльской нефти, создала в этой стране свое дочернее предприятие «БНК-Украина». В БНК отмечают, что рентабельность переработки венесуэльской нефти на Мозырском НПЗ для компании «приемлемая».