Правительству удалось разгрузить склады. Но какой ценой?
Официальная статистика за январь-июнь показывает благополучную картину в реальном секторе экономики — объемы производства растут, складские запасы снижаются, ВВП растет быстрее, чем в соседних странах. Все хорошо, да вот дебиторская задолженность белорусских предприятий тоже растет. Эксперты предполагают, что склады в Беларуси разгружаются не всегда рыночными методами.
В настоящее время ситуация со складскими запасами, которые в прошлом году постоянно обсуждались на заседаниях правительства, очень позитивная. Сейчас уровень складских запасов ниже, чем в докризисном первом квартале 2008 года.
Два с половиной года назад (в январе 2008-го) уровень складских запасов к среднемесячному объему производства составлял 61,1%. Кризис привел к тому, что складские запасы белорусских промышленных предприятий заметно увеличились и год назад, на 1 июля 2009 года, находились на уровне 94,6% от среднемесячного объема производства.
На уровне правительства была начата настоящая борьба с высоким уровнем складских запасов. И вот результат. На 1 июля 2010 года уровень складских запасов достиг рекордного минимума за последние годы — 60,7% от среднемесячного объема производства.
Правительство своим постановлением в марте ставило задачу к 1 июля снизить уровень складских запасов до 71% от среднемесячного объема производства. Таким образом, как видим, план с лихвой перевыполнен.
Чем вызвано значительное уменьшение складских запасов? Независимые эксперты объясняют это, с одной стороны, улучшением ситуации на внешних рынках, куда белорусские предприятия поставляют свою продукцию.
«Сокращение запасов продукции на складах промышленных предприятий, с одной стороны, обусловлено увеличением экспорта белорусских товаров. В первую очередь, речь здесь идет о российском рынке. В текущем году прирост белорусского экспорта обусловлен исключительно за счет роста поставок продукции в Россию и другие страны СНГ», — говорит финансовый аналитик BusinessForecast.byАлександр Муха.
По данным Нацбанка, в январе-мае 2010 года поступления валютной выручки от экспорта товаров возросли на 25,5% до 8,504 млрд. долларов, в том числе валютная выручка из России увеличилась на 84,8% до 3,297 млрд. долларов.
Но увеличение экспорта — не единственный фактор, повлиявший на сокращение запасов. Официальная статистика говорит, что в первой половине этого года у промышленных предприятий росла дебиторская задолженность — то есть предприятия отгружали свою продукцию в долг.
«Иными словами, продукция поставляется на условиях отсрочки платежа. Тем самым формально задача по сокращению складских запасов выполняется, однако финансовая сторона этого процесса несколько настораживает. Ведь наличие дебиторской задолженности всегда вызывает вопросы о том, будет ли она своевременно погашена, т.е. в какой мере платежеспособными являются конечные потребители», — отмечает эксперт.
По мнению аналитика, достаточно тревожным симптомом является увеличение товарных запасов в рознице. В первом полугодии 2010 года товарные запасы в торговле возросли на 574,5 млрд. рублей (на 11,8%) до рекордных 5,447 трлн. рублей на 1 июля.
«Это свидетельствует о том, что уменьшение складских запасов достигалось в том числе и за счет наращивания запасов в других отраслях экономики, в частности, за счет розничной торговли. Иными словами, проблемы промышленных предприятий частично решаются за счет предприятий из других сфер экономики», — констатирует эксперт.
Помогает сегодня промышленности, считает эксперт, не только торговля, но и банки. Темпы роста кредитной задолженности белорусских предприятий (около 30% в годовом исчислении) заметно опережают темпы роста ВВП и инвестиций (6,6% и 4%, соответственно).
«Необходимо понимать, что этот ресурс (кредиты банков) увеличения промпроизводства небесконечен. Ситуация, когда темпы роста кредитования устойчиво превышают темпы роста ВВП, не может сохраняться долго без каких-либо отрицательных последствий для экономики», — предупреждает Александр Муха.
Дмитрий ЗАЯЦ