Транзитному будущему Беларуси мешает "пиратское" прошлое

Источник материала:  
15.07.2010 12:01 — Новости Экономики
Беларусь рассчитывает получить в текущем году более 2 млрд долларов выручки от транзита. К 2015 году доход от транзита планируется увеличить на 24%. В этих целях Минтранс разработал проект стратегии развития транзитного потенциала страны на 2011-2015 годы.

В рамках стратегии предполагается усовершенствовать законодательство, провести реконструкцию и модернизацию транзитной инфраструктуры и дорог. Ожидается, что на основании стратегии будет разработана и осенью внесена в правительство госпрограмма развития транзитного потенциала.

У Беларуси до сих пор не клеятся дела в части максимального использования своего выгодного географического положения и транзитного потенциала. Отсюда и все попытки поиска механизмов изменить ситуацию. Сюда можно отнести и намерение МИД Беларуси упростить визовый режим с ЕС, и подписанный президентом в июне указ, направленный на стимулирование развития танк-контейнерного производства.

Повысить транзитную привлекательность Беларуси отчасти удалось. Этому способствовала комплексная программа обеспечения эффективного использования транзитных возможностей, которая заработала в 2006 году и уже в 2008 году принесла максимально ощутимую выгоду.

Выручка от транзита в 2008 году составила 2,6 млрд долларов, что на 67% больше, чем по итогам 2006 года. Причем прогноз на 2008 год был превышен на 37%.

"Эти данные говорят о том, что наша транспортная система конкурентоспособна. Если бы не кризис, мы бы и дальше прирастали, — заявил на пресс-конференции в Минске начальник управления стратегического развития, координации и инвестирования транспортных систем Минтранса Павел Божанов. — Кризис повлиял на спрос на товары и услуги, что повлекло снижение объемов транзита и доходов от осуществления этой деятельности".

В 2009 году Беларуси удалось увеличить выручку лишь от транзита нефти. В объемном выражении транзит вырос на 4%, или на 2,4 млн тонн, а доход увеличился на 12 млн долларов. Вместе с тем транзит природного газа, например, снизился на 6,8 млрд кубометров (или на 13%), а доходы упали на 83 млн долларов (снижение на 18%).

Аналогичная ситуация сложилась и по другим транзитным позициям. Так, доходы от транзитных полетов воздушных иностранных судов уменьшились на 8 млн долларов, от перевозки пассажиров — на 14 млн долларов, от перевозки грузов железнодорожным транспортом — на 58 млн долларов.

Для минимизации потерь в комплексную программу были внесены изменения, что позволило по итогам года увеличить общий доход на 2%. В текущем году, по заявлению П. Божанова, объемные и финансовые показатели почти по всем транзитным позициям увеличились.

Вместе с тем уже сейчас понятно, что в дальнейшем Беларуси не стоит рассчитывать на увеличение выручки от транзита нефти и газа. Россия, как основной пользователь наших нефте- и газотранспортной систем, не будет платить за транзит в прежних объемах после введения БТС-2 и газопроводов в обход Беларуси. Кроме того, как подчеркнул П. Божанов, "уже сейчас наблюдается снижение спроса на нефть в Европе, увеличение спроса в Китай. Транзитные потоки перераспределяются по независящим от нас причинам".

Восполнить потерю доходов в "энергетическом секторе" по силам грузоперевозчикам. По оценкам Минтранса, транзит грузов через Беларусь постепенно увеличивается. И, как отмечает П. Божанов, "главное преимущество, которое Беларусь предоставляет автомобильным перевозчикам, это безопасность и скорость перевозок".

Экономист Сергей Чалый, в свою очередь, считает, что имидж Беларуси как "пиратской страны", где могут конфисковать груз вместе с транспортным средством, все еще влияет на транзитные предпочтения грузоперевозчиков. "Был период, когда у нас фактически происходила конфискация грузов вместе с транспортом из-за каких-то ошибок или неточностей в документации. И до сих пор имидж страны, где могут крохоборствовать, вынуждает многих перевозчиков везти грузы в обход Беларуси. Поэтому чтобы вернуть нормальные грузопотоки, потребуется время".

Однако П. Божанов считает, что "в основном Беларусь объезжают недобросовестные и недисциплинированные перевозчики. Если документы в полном порядке, то никаких проблем с транзитом грузов через Беларусь не будет".

Тем не менее в части таможенного контроля ожидаются позитивные изменения. Кроме того, для повышения грузопотоков Беларусь намерена обратиться за помощью к Китаю. Как отметил П. Божанов, уже подписано рамочное соглашение с Китаем о модернизации и строительстве республиканских автомобильных дорог. "Пока мы не достигли соглашения. Китай настаивает на том, чтобы 50% работ выполнили они, мы же, учитывая, что наши дорожные организации не загружены, настаиваем на том, чтобы 85% работ были выполнены белорусской стороной".

С. Чалый вместе с тем подчеркивает, что "Китай у себя строит много дорог. Но у нас другие климатические условия. Требуются другие технологии. Мне кажется, в интересах качества было бы лучше пригласить немцев".  

←Нацбанк установил курсы иностранных валют на 16 июля 2010 года

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика