Транзитному будущему Беларуси мешает «пиратское» прошлое
15.07.2010 09:15
—
Новости Экономики
Беларусь рассчитывает получить в текущем году более 2 млрд. долларов выручки от транзита. К 2015 году доход от транзита планируется увеличить на 24%. В этих целях Минтранс разработал проект стратегии развития транзитного потенциала страны на 2011-2015 годы.
В рамах стратегии предполагается усовершенствовать законодательство, провести реконструкцию и модернизацию транзитной инфраструктуры и дорог. Ожидается, что на основании стратегии будет разработана и осенью внесена в правительство госпрограмма развития транзитного потенциала.
У Беларуси до сих пор не клеятся дела в части максимального использования своего выгодного географического положения и транзитного потенциала. Отсюда и все попытки поиска механизмов изменить ситуацию. Сюда можно отнести и намерение МИД Беларуси упростить визовый режим с ЕС, и подписанный президентом в июне указ, направленный на стимулирование развития танк-контейнерного производства.
Повысить транзитную привлекательность Беларуси отчасти удалось. Этому способствовала комплексная программа обеспечения эффективного использования транзитных возможностей, которая заработала в 2006 году и уже в 2008 года принесла максимально ощутимую выгоду.
Выручка от транзита в 2008 году составила 2,6 млрд. долларов, что на 67% больше, чем по итогам 2006 года. Причем прогноз на 2008 год был превышен на 37%.
«Эти данные говорят о том, что наша транспортная система конкурентоспособна. Если бы не кризис, мы бы и дальше прирастали, — заявил на пресс-конференции в Минске начальник управления стратегического развития, координации и инвестирования транспортных систем Минтранса Павел Божанов. — Кризис повлиял на спрос на товары и услуги, что повлекло снижение объемов транзита и доходов от осуществления этой деятельности».
В 2009 году Беларуси удалось увеличить выручку лишь от транзита нефти. В объемном выражении транзит вырос на 4% или на 2,4 млн. тонн, а доход увеличился на 12 млн. долларов. Вместе с тем транзит природного газа, например, снизился на 6,8 млрд. кубометров (или на 13%), а доходы упали на 83 млн. долларов (снижение на 18%).
Аналогичная ситуация сложилась и по другим транзитным позициям. Так, доходы от транзитных полетов воздушных иностранных судов уменьшились на 8 млн. долларов, от перевозки пассажиров — на 14 млн. долларов, от перевозки грузов железнодорожным транспортом — на 58 млн. долларов.
Для минимизации потерь в комплексную программу были внесены изменения, что позволило по итогам года увеличить общий доход на 2%. В текущем году, по заявлению П.Божанова, объемные и финансовые показатели почти по всем транзитным позициям увеличились.
Вместе с тем уже сейчас понятно, что в дальнейшем Беларуси не стоит рассчитывать на увеличение выручки от транзита нефти и газа. Россия, как основной пользователь наших нефте- и газотранспортной систем, не будет платить за транзит в прежних объемах после введения БТС-2 и газопроводов в обход Беларуси. Кроме того, как подчеркнул П.Божанов, «ужесейчас наблюдается снижение спроса на нефть в Европе, увеличение спроса в Китай. Транзитные потоки перераспределяются по независящим от нас причинам».
Восполнить потерю доходов в «энергетическом секторе» по силам грузоперевозчикам. По оценкам Минтранса, транзит грузов через Беларусь постепенно увеличивается. И, как отмечает П.Божанов, «главное преимущество, которое Беларусь предоставляет автомобильным перевозчикам, это безопасность и скорость перевозок».
Экономист Сергей Чалый, в свою очередь, считает, что имидж Беларуси как «пиратской страны», где могут конфисковать груз вместе с транспортным средством, все еще влияет на транзитные предпочтения грузоперевозчиков. «Был период, когда у нас фактически происходила конфискация грузов вместе с транспортом из-за каких-то ошибок или неточностей в документации. И до сих пор имидж страны, где могут крохоборствовать, вынуждает многих перевозчиков везти грузы в обход Беларуси. Поэтому чтобы вернуть нормальные грузопотоки, потребуется время».
Однако П.Божанов считает, что «в основном Беларусь объезжают недобросовестные и недисциплинированные перевозчики. Если документы в полном порядке, то никаких проблем с транзитом грузов через Беларусь не будет».
Тем не менее, в части таможенного контроля ожидаются позитивные изменения. Кроме того, для повышения грузопотоков Беларусь намерена обратиться за помощью к Китаю. Как отметил П.Божанов, уже подписано рамочное соглашение с Китаем о модернизации и строительстве республиканских автомобильных дорог. «Пока мы не достигли соглашения. Китай настаивает на том, чтобы 50% работ выполнили они, мы же, учитывая, что наши дорожные организации не загружены, настаиваем на том, чтобы 85% работ были выполнены белорусской стороной».
С.Чалый вместе с тем подчеркивает, что «Китай у себя строит много дорог. Но у нас другие климатические условия. Требуются другие технологии. Мне кажется, в интересах качества было бы лучше пригласить немцев».
Андрей КОЖЕМЯКИН