Украина проспала белорусский танкер
Пока наши чиновники разбирались в себе, венесуэльской нефти изменили маршрут
Несговорчивость украинского правительства в вопросе об использовании нефтепровода
Одесса — Броды в аверсном режиме для транзита венесуэльской нефти в Беларусь заставила Минск искать новые маршруты транспортировки в обход Украины. И такой путь был найден.
Работа белорусских экономических властей по доставке венесуэльской нефти в свою страну увенчалась большим успехом — очередной танкер прибудет не в Одесский, а в Эстонский порт. Причем это стало известно буквально через несколько часов после того, как пресс-службы первого вице-премьера Андрея Клюева и белорусского Министерства иностранных дел дипломатично отрапортовали о подписании соглашения между правительствами Украины и Беларуси по транзиту энергоресурсов.
В тот же день вечером пресс-служба Белорусской железной дороги (БЖД) сообщила, что в третьей декаде июля пятый танкер с венесуэльской нефтью (80 тыс. т) прибудет вместо порта Одессы в эстонский Мууга. «Из эстонского порта нефть по железной дороге будет транспортирована на Новополоцкий НПЗ. Время перевозки углеводородного сырья по железной дороге в Беларусь из Эстонии будет короче, чем из Украины: если между Одессой и Мозырем расстояние около 1051 км, то между портом Мууга и Новополоцком — 850 км»,— сообщает БЖД.
Согласно предоставленной ведомством информации, пока неизвестно, будет ли венесуэльская нефть и в дальнейшем поставляться в Беларусь через эстонский порт. Что касается тарифа на перевозку нефти из Эстонии, то данный вопрос сейчас также находится на стадии обсуждения. Очевидно, Минску еще предстоит выбрать наиболее выгодный с точки зрения логистики и экономики маршрут поставки венесуэльской нефти.
Ранее Киев объявлял о намерениях увеличить с осени ставку на транзит нефти в Беларусь через украинскую территорию. В свою очередь, Минск настаивал на организации поставок нефти из Одесского порта по нефтепроводу Одесса — Броды, что вызвало недовольство у российских компаний, которые используют его в реверсивном режиме для поставок российской нефти на свои НПЗ в Украине.
В упомянутых сообщениях белорусского МИД и пресс-службы первого вице-премьера Украины ничего не говорилось о способах и условиях транспортировки. Хотя «по результатам переговоров, которые провели сегодня первые заместители правительств двух стран, Андрей Клюев сообщил, что они проработали все вопросы, которые зафиксированы в плане двустороннего сотрудничества».
Такая информационная закрытость позволила экспертам говорить о том, что у сторон остались возможности для торгов, а подписанные договоренности будут еще дополняться. Но подобные нюансы уже не помешают прибытию в Одесский порт 17 июля четвертого танкера с венесуэльской нефтью для белорусских НПЗ. Станет ли он последним для украинско-белорусского сотрудничества — зависит от способностей Минска и Киева находить компромиссы в политизированных сферах, к которым традиционно относится энергетический сегмент.
Ключевой для Минска вопрос — использование в аверсном режиме нефтепровода Одесса — Броды. Однако эксперты считают, что сейчас Украина не пойдет на это не только из-за противодействия со стороны России.
«Сегодня, чтобы использовать этот маршрут в Беларусь, нужно, во-первых, развернуть эту трубу, запустив ее в аверсе, во-вторых, что-то достроить. Технически это будет сделать трудно. Без участия России сейчас идею разворота трубы никто не поддержит. Но у Лукашенко есть другой вариант: сначала танкер приедет в Одессу, дальше можно везти эту нефть по железной дороге, что сейчас и делается»,— рассказал Константин Симонов из Российского фонда национальной энергетической безопасности.
Николай Работяжев из Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук считает, что нефтепровод Одесса — Броды можно задействовать для поставок венесуэльской нефти в Беларусь, но в ближайшем будущем это невозможно. «Скорее всего, года через два. В принципе, это был бы более дешевый вариант поставки нефти в Беларусь. Но сам нефтепровод сейчас используется российскими компаниями для транспортировки нефти из западной Украины в Одессу»,— отметил он. Эксперт также полагает, что Россия незаинтересована в рентабельной переработке венесуэльской нефти на белорусских НПЗ. «России было бы выгодно, чтобы у Беларуси возникли какие-то трудности при транспортировке венесуэльской нефти»,— подытожил он.
Отметим, что в нынешнем Кабмине планы по аверсу Одесса — Броды рассчитывают реализовать к 2013 г.
История провала
Согласно договоренностям президентов Беларуси и Венесуэлы, Минск планирует закупить у Каракаса 4 млн. т нефти в 2010 г. и 10 млн. т — в 2011 г.
Минтопэнерго Украины заявляло, что Украина имеет технические возможности для приема нефти в черноморских портах и последующей ее транспортировки на белорусскую территорию в заявленных объемах.
В настоящее время венесуэльская нефть транзитом через Украину уже поступает в Беларусь — танкерами из Венесуэлы в порт Одессы, а оттуда на Мозырский НПЗ в Гомельской области.
В 2009 г. по нефтепроводам ОАО «Укртранснефть» всего протранспортировано 38,5 млн. т нефти, в т.ч. транзитом по территории Украины 29,1млн. т, в направлении НПЗ Украины — 9,4 млн. т. В сравнении с 2008 г. объемы транспортирования уменьшились на 5,9%, в частности транзит нефти сократился на 11,4%, а объемы транспортирования на НПЗ Украины возросли на 16,0%.