Повышение акцизов может пополнить казну, но снизить легальные продажи
14.07.2010 08:30
—
Новости Экономики
Помните грустный анекдот, в котором отец объясняет сыну: если водка подорожает, то не он меньше будет пить, а семья станет скромнее питаться. А вот по официальной статистике получается несколько другая картина. Во времена экономического подъема реализация водки в Беларуси увеличивалась в среднем на 20 % ежегодно, но в кризис продажи снизились. Зато вырос спрос на табачную продукцию. Неужели от экономических переживаний народ стал меньше пить, но больше дымить?
Увы, пороки стабильны, и поэтому сегменты "вредных" товаров считаются одними из самых статичных по потреблению: за год этот показатель обычно меняется максимум на несколько процентных пунктов. А вот объемы продаж по легальным каналам, которые и отражает статистика, способны гулять в более широком диапазоне. И зависят они от различных факторов. Один из самых важных – акцизы, изменения которых способны кардинально перекраивать рынок в считаные недели. И не всегда в пользу легальных продавцов и производителей…
Хотели, как лучше, а получилось…
Самым пострадавшим сегментом из "вредных" товаров в Беларуси оказалось пиво. Только в этом году акциз на ячменный напиток подняли на 54 %. Это на фоне падения рынка в прошлом году. Пивовары тихо взвыли. Массовый рынок алкоголя в большинстве стран (Беларусь не является исключением) развивается по принципу: "Пьем все, что с ног валит". Только 10—20 % "принимающих" людей обладают четкими предпочтениями. Остальные ориентируются не столько на собственные вкусовые приоритеты, сколько на цену напитка.
Несколько лет назад в Беларуси сделали акцент на уменьшение потребления плодово-ягодных вин. Использование различных административных ресурсов, в том числе и акцизной политики, вызвало рост себестоимости и розничных цен этих напитков, а водочные стояли на месте. По этой причине основная масса людей и стала переключаться на сорокаградусную, объемы реализации которой росли как на дрожжах.
"Алкогольный градус" в пиве всегда был несколько дороже, чем в "тяжелых" напитках. Но в докризисные годы пивоварам удавалось перетянуть на свою сторону потребителей агрессивным маркетингом: при всех ограничениях законодательство оставляло больше возможностей для рекламы ячменного напитка по сравнению с другим алкоголем. Но, когда динамика потребительского спроса поползла вниз, ценовая разница сильно отразилась на отечественном рынке. В некоторой степени пивников спасало повышение водочных акцизов и весьма ощутимое удорожание сорокаградусных напитков в прошлом году. Тем не менее 2009-й закончился для пенного рынка почти с минусовым результатом по объемам сбыта. А надежды на динамичное развитие в этом году поставило под сомнение серьезное повышение акцизов. Генеральный директор ОАО "Алiварыя" Михаил Чеченев отметил: некоторое время производители смогут не повышать розничных цен, снизив свою рентабельность и взяв курс на минимизацию издержек.
Но ни для кого не секрет: на белорусской пивной отрасли висят многочисленные кредиты, в свое время потраченные на модернизацию основных производственных фондов. Деньги банкам и инвесторам рано или поздно придется возвращать, поэтому экономия на собственной рентабельности и доходности – кратковременная стратегия по повышению ценовой конкуренции. Да и с издержками бороться становится все сложнее: отечественный солод по качеству сопоставим с импортным, но почти в два раза дороже, например, украинского. Перманентно дорожает и вода, за счет курсовых колебаний не дешевеет хмель, пивные дрожжи и другие ингредиенты, которые закупаются в дальнем зарубежье за валюту.
Импорт укола не почувствовал
Пивные эксперты констатируют: изначально через повышение акцизов в 1,5 раза хотели… повысить ценовую конкурентоспособность отечественной продукции по сравнению с импортной. Зарубежные поставки, которые достигают до 40 % рынка, волнуют в Беларуси многих. История с бородой: последние 3—4 года на отечественном рынке заграничные бренды постоянно вырывались вперед. Высоким акцизом попытались сделать иностранное пиво более дорогим.
План административного выравнивания позиций на рынке был элегантен: повысить акциз, но снизить цену на солод для своих пивоваров, уравняв издержки. Рассчитывали на весомый результат: повышается ценовая конкурентоспособность отечественных пивоваров, растут их объемы реализации, а высокие акцизы увеличивают доходы бюджета, в том числе и от "иностранцев". Но в каких-то пунктах идея не срослась: ставки акцизов изменились, а стоимость солода осталась на преж-нем уровне. В результате в непростой ситуации оказались отечественные производители. Когда один из импортеров услышал о повышении акцизов, только равнодушно пожал плечами: мол, запас прочности у зарубежных холдингов намного выше, чем у белорусских заводов. Дорогой солод, высокая себестоимость белорусского пива повышают интерес соседей к нашему рынку: продавать на нем свои бренды выгоднее, чем на родине. Конъюнктура слишком привлекательная.
Самое тревожное: метаморфозы на пивном рынке произошли на фоне его роста более чем на 15 %. Кто из участников рынка выиграет от сложившейся ситуации: белорусские или иностранные пивовары?.. Покажут результаты горячего летнего сезона. Но одну из тенденций рынка четко и лаконично озвучили на пресс-конференции руководители ОАО "Алiварыя": сейчас для поддержания продаж необходимо досконально изучать потребительские предпочтения не только в сегменте пива, но также и других алкогольных и прохладительных напитков. Покупатели теперь слишком привередливые: если что-то не нравится, не переходят на употребление брендов конкурентов, а используют для утоления жажды товары-заменители.
"Приключения" продолжаются
Вредные привычки остаются потенциальными источниками доходов. Но чрезмерное использование этого резерва чревато не повышением, а понижением акцизных поступлений. В прошлом году подорожание водки привело к падению ее продаж: люди беднее вернулись к самогону и различным спиртосодержащим субстанциям, которые таскают контрабандой из России. В середине прошлого года сотрудники МВД констатировали рост незаконных поставок печально знаменитых стеклоочистителей, из которых умельцы в сельской местности изготавливают алкогольное пойло. Недавно ликероводочная отрасль снова испытала стресс из-за ценовой политики.
А вот табачной отрасли повезло: изменения акцизов не сказались отрицательно на отрасли, а привели к ее развитию. Изъятия в казну с тысячи сигарет в Беларуси несколько ниже, чем в России, и в несколько раз меньше, чем в Прибалтике и Польше. При сложившемся уровне розничных цен нелегальные поставки в республику табачных изделий невыгодны. И хотя белорусские таможенные органы отмечают, что с началом кризиса поток никотиновой контрабанды увеличился, но не надо забывать, что Беларусь является транзитной страной: левая продукция проходит по ее территории с Востока в государства Европейского союза.
Кстати, в этом году продажи сигарет в стране выросли на 17 %. Заработала схема так называемого народного экспорта: при первой возможности белорусы и иностранные граждане вывозят из страны табачные изделия под маркой "для личного пользования". Это капля в море, но она способна вылиться в значительную реку. Скажем, в прошлые годы таким образом в Беларусь ввозилось около 300—500 млн штук сигарет – 2—3 % от объемов белорусского рынка.
Кстати
Запланированная контрабанда
Изменять акцизы и устанавливать налоговую нагрузку – прерогатива государства. Но эти изменения влияют на прибыльность участников рынка, что вызывает соответствующую реакцию. И если в ликероводочной отрасли преобладают государственные предприятия, которым можно "подсказать" нужную стратегию, то в табачной и пивной отраслях около половины продаж контролирует частный сектор. А коммерческие структуры оперативно сворачивают инвестиции, если рентабельность себя не оправдывает. Серьезные компании скрупулезно относятся к оценкам и прогнозам. Например, все, что касается цен, акцизов, объемов производства, инвестиций и другой финансовой информации для белорусских "дочек" международных табачных корпораций, просчитывается в штаб-квартирах по сложным математическим моделям. Это дает возможность с высокой долей вероятности спрогнозировать многие важные показатели рынка и сразу выработать позицию на предполагаемые изменения.
По крайней мере, участники табачного рынка еще до повышения акцизов могут дать "расклад" на рынке. И сразу становится понятно, будут ли достигнуты государственные цели и каким образом "деформация" акциза повлияет на поступления в бюджет. Идея государственно-частного партнерства себя уже неплохо зарекомендовала при обсуждении различных законодательных актов относительно регулирования деятельности малого и среднего предпринимательства. Возможно, целесообразно практику предварительных консультаций внедрить и при решении отраслевых проблем, в том числе и в акцизной политике.
Сейчас на повестке дня стоит вопрос повышения акцизов на табачную продукцию. И даты, и предполагаемые ставки пока существуют только в проектах. И идей достаточно много. Некоторые чиновники, например, предлагают уровень акцизной нагрузки увеличить на порядок, чтобы розничные цены приблизить к европейским – мол, тогда граждане будут меньше дымить, улучшится здоровье нации. Правда, государства ЕС такими мерами не искоренили никотиновую зависимость, но притянули целые потоки контрабанды, на которых зарабатывает международный преступный бизнес. Обвалила легальный табачный рынок акцизная политика "на повышение" в некоторых прибалтийских странах. Сотрудничество участников рынка и органов государственного управления – один из важных факторов, который позволяет избежать "европейских" ошибок.
Увы, пороки стабильны, и поэтому сегменты "вредных" товаров считаются одними из самых статичных по потреблению: за год этот показатель обычно меняется максимум на несколько процентных пунктов. А вот объемы продаж по легальным каналам, которые и отражает статистика, способны гулять в более широком диапазоне. И зависят они от различных факторов. Один из самых важных – акцизы, изменения которых способны кардинально перекраивать рынок в считаные недели. И не всегда в пользу легальных продавцов и производителей…
Хотели, как лучше, а получилось…
Самым пострадавшим сегментом из "вредных" товаров в Беларуси оказалось пиво. Только в этом году акциз на ячменный напиток подняли на 54 %. Это на фоне падения рынка в прошлом году. Пивовары тихо взвыли. Массовый рынок алкоголя в большинстве стран (Беларусь не является исключением) развивается по принципу: "Пьем все, что с ног валит". Только 10—20 % "принимающих" людей обладают четкими предпочтениями. Остальные ориентируются не столько на собственные вкусовые приоритеты, сколько на цену напитка.
Несколько лет назад в Беларуси сделали акцент на уменьшение потребления плодово-ягодных вин. Использование различных административных ресурсов, в том числе и акцизной политики, вызвало рост себестоимости и розничных цен этих напитков, а водочные стояли на месте. По этой причине основная масса людей и стала переключаться на сорокаградусную, объемы реализации которой росли как на дрожжах.
"Алкогольный градус" в пиве всегда был несколько дороже, чем в "тяжелых" напитках. Но в докризисные годы пивоварам удавалось перетянуть на свою сторону потребителей агрессивным маркетингом: при всех ограничениях законодательство оставляло больше возможностей для рекламы ячменного напитка по сравнению с другим алкоголем. Но, когда динамика потребительского спроса поползла вниз, ценовая разница сильно отразилась на отечественном рынке. В некоторой степени пивников спасало повышение водочных акцизов и весьма ощутимое удорожание сорокаградусных напитков в прошлом году. Тем не менее 2009-й закончился для пенного рынка почти с минусовым результатом по объемам сбыта. А надежды на динамичное развитие в этом году поставило под сомнение серьезное повышение акцизов. Генеральный директор ОАО "Алiварыя" Михаил Чеченев отметил: некоторое время производители смогут не повышать розничных цен, снизив свою рентабельность и взяв курс на минимизацию издержек.
Но ни для кого не секрет: на белорусской пивной отрасли висят многочисленные кредиты, в свое время потраченные на модернизацию основных производственных фондов. Деньги банкам и инвесторам рано или поздно придется возвращать, поэтому экономия на собственной рентабельности и доходности – кратковременная стратегия по повышению ценовой конкуренции. Да и с издержками бороться становится все сложнее: отечественный солод по качеству сопоставим с импортным, но почти в два раза дороже, например, украинского. Перманентно дорожает и вода, за счет курсовых колебаний не дешевеет хмель, пивные дрожжи и другие ингредиенты, которые закупаются в дальнем зарубежье за валюту.
Импорт укола не почувствовал
Пивные эксперты констатируют: изначально через повышение акцизов в 1,5 раза хотели… повысить ценовую конкурентоспособность отечественной продукции по сравнению с импортной. Зарубежные поставки, которые достигают до 40 % рынка, волнуют в Беларуси многих. История с бородой: последние 3—4 года на отечественном рынке заграничные бренды постоянно вырывались вперед. Высоким акцизом попытались сделать иностранное пиво более дорогим.
План административного выравнивания позиций на рынке был элегантен: повысить акциз, но снизить цену на солод для своих пивоваров, уравняв издержки. Рассчитывали на весомый результат: повышается ценовая конкурентоспособность отечественных пивоваров, растут их объемы реализации, а высокие акцизы увеличивают доходы бюджета, в том числе и от "иностранцев". Но в каких-то пунктах идея не срослась: ставки акцизов изменились, а стоимость солода осталась на преж-нем уровне. В результате в непростой ситуации оказались отечественные производители. Когда один из импортеров услышал о повышении акцизов, только равнодушно пожал плечами: мол, запас прочности у зарубежных холдингов намного выше, чем у белорусских заводов. Дорогой солод, высокая себестоимость белорусского пива повышают интерес соседей к нашему рынку: продавать на нем свои бренды выгоднее, чем на родине. Конъюнктура слишком привлекательная.
Самое тревожное: метаморфозы на пивном рынке произошли на фоне его роста более чем на 15 %. Кто из участников рынка выиграет от сложившейся ситуации: белорусские или иностранные пивовары?.. Покажут результаты горячего летнего сезона. Но одну из тенденций рынка четко и лаконично озвучили на пресс-конференции руководители ОАО "Алiварыя": сейчас для поддержания продаж необходимо досконально изучать потребительские предпочтения не только в сегменте пива, но также и других алкогольных и прохладительных напитков. Покупатели теперь слишком привередливые: если что-то не нравится, не переходят на употребление брендов конкурентов, а используют для утоления жажды товары-заменители.
"Приключения" продолжаются
Вредные привычки остаются потенциальными источниками доходов. Но чрезмерное использование этого резерва чревато не повышением, а понижением акцизных поступлений. В прошлом году подорожание водки привело к падению ее продаж: люди беднее вернулись к самогону и различным спиртосодержащим субстанциям, которые таскают контрабандой из России. В середине прошлого года сотрудники МВД констатировали рост незаконных поставок печально знаменитых стеклоочистителей, из которых умельцы в сельской местности изготавливают алкогольное пойло. Недавно ликероводочная отрасль снова испытала стресс из-за ценовой политики.
А вот табачной отрасли повезло: изменения акцизов не сказались отрицательно на отрасли, а привели к ее развитию. Изъятия в казну с тысячи сигарет в Беларуси несколько ниже, чем в России, и в несколько раз меньше, чем в Прибалтике и Польше. При сложившемся уровне розничных цен нелегальные поставки в республику табачных изделий невыгодны. И хотя белорусские таможенные органы отмечают, что с началом кризиса поток никотиновой контрабанды увеличился, но не надо забывать, что Беларусь является транзитной страной: левая продукция проходит по ее территории с Востока в государства Европейского союза.
Кстати, в этом году продажи сигарет в стране выросли на 17 %. Заработала схема так называемого народного экспорта: при первой возможности белорусы и иностранные граждане вывозят из страны табачные изделия под маркой "для личного пользования". Это капля в море, но она способна вылиться в значительную реку. Скажем, в прошлые годы таким образом в Беларусь ввозилось около 300—500 млн штук сигарет – 2—3 % от объемов белорусского рынка.
Кстати
Запланированная контрабанда
Изменять акцизы и устанавливать налоговую нагрузку – прерогатива государства. Но эти изменения влияют на прибыльность участников рынка, что вызывает соответствующую реакцию. И если в ликероводочной отрасли преобладают государственные предприятия, которым можно "подсказать" нужную стратегию, то в табачной и пивной отраслях около половины продаж контролирует частный сектор. А коммерческие структуры оперативно сворачивают инвестиции, если рентабельность себя не оправдывает. Серьезные компании скрупулезно относятся к оценкам и прогнозам. Например, все, что касается цен, акцизов, объемов производства, инвестиций и другой финансовой информации для белорусских "дочек" международных табачных корпораций, просчитывается в штаб-квартирах по сложным математическим моделям. Это дает возможность с высокой долей вероятности спрогнозировать многие важные показатели рынка и сразу выработать позицию на предполагаемые изменения.
По крайней мере, участники табачного рынка еще до повышения акцизов могут дать "расклад" на рынке. И сразу становится понятно, будут ли достигнуты государственные цели и каким образом "деформация" акциза повлияет на поступления в бюджет. Идея государственно-частного партнерства себя уже неплохо зарекомендовала при обсуждении различных законодательных актов относительно регулирования деятельности малого и среднего предпринимательства. Возможно, целесообразно практику предварительных консультаций внедрить и при решении отраслевых проблем, в том числе и в акцизной политике.
Сейчас на повестке дня стоит вопрос повышения акцизов на табачную продукцию. И даты, и предполагаемые ставки пока существуют только в проектах. И идей достаточно много. Некоторые чиновники, например, предлагают уровень акцизной нагрузки увеличить на порядок, чтобы розничные цены приблизить к европейским – мол, тогда граждане будут меньше дымить, улучшится здоровье нации. Правда, государства ЕС такими мерами не искоренили никотиновую зависимость, но притянули целые потоки контрабанды, на которых зарабатывает международный преступный бизнес. Обвалила легальный табачный рынок акцизная политика "на повышение" в некоторых прибалтийских странах. Сотрудничество участников рынка и органов государственного управления – один из важных факторов, который позволяет избежать "европейских" ошибок.