Пригород столицы преобразится
План действий по градостроительству и строительной деятельности на следующую пятилетку, предполагающий большое количество мероприятий и нововведений, тесно связан с реализацией Генерального плана Минска, согласно которому и будут определяться основные направления развития отрасли.
В частности, программа комплексного использования территорий в пригородной зоне Минска (в пределах транспортного кольца), в том числе прилегающих к Заславскому водохранилищу, уже прошедшая согласование в Совете Министров, предполагает наведение порядка на пристоличных землях и рациональное хозяйствование на них. Она включает в себя две схемы территорий: в границах второго транспортного кольца столицы и зоны, прилегающей к Заславскому водохранилищу.
Общая структура программы состоит из шести разделов: совершенствование правовых актов о пригородной зоне, комплексное развитие населенных пунктов и территориальных единиц, развитие туристической инфраструктуры, улучшение состояния окружающей среды, развитие транспортной инфраструктуры, развитие инженерной инфраструктуры.
Площадь территории в границах программы составляет 1,7 тыс. км2 и охватывает земли, прилегающие к Минску в радиусе 10-15 км. В ее рамки включены неделимые территориальные объекты, непосредственно примыкающие к внешней стороне трассы второго транспортного кольца: национальный аэропорт «Минск-2», зона отдыха «Острошицкий городок», г. Фаниполь. Схема трассировки транспортного кольца определена в соответствии со Схемой планировки пригородной зоны Минска и Концепцией территориальной организации в рамках Схемы комплексной территориальной организации Минского района (СКТО).
Формирование второго кольцевого элемента планировочного каркаса намечается за счет строительства в обход Минска с юго-запада трассы Хельсинского транспортно-инфраструктурного коридора № 9В (направление Гомель – Минск – Вильнюс – Клайпеда – Калининград). Совместно с отрезком существующей трассы транспортно-инфраструктурного коридора № 2 (направление Берлин – Варшава – Брест – Минск – Орша – Москва – Нижний Новгород) они образуют южную часть второго автодорожного кольца. Северо-западная, северная и северо-восточная части кольца намечаются по направлению Новоселье – Заславль – Острошицкий городок и др. и далее на Национальный аэропорт «Минск». Предполагается, что новое транспортное кольцо перераспределит пассажиро- и грузопотоки по основным транспортным коммуникациям на подходах к Минску.
По словам Игоря Ахметшина, заместителя начальника главного управления проектных работ, градостроительства и архитектуры Министерства строительства и архитектуры, пригородной зоне столицы уделяется большое внимание, поскольку ее внешний вид работает на имидж города.
Основная задача развития пригородной зоны Минска в пределах второго транспортного кольца – создание единой политики ее развития, что приведет к четкому функциональному зонированию, увеличению территории поселений, развитию взаимосвязи инженерной и транспортной инфраструктуры и взаимодействию городских и пригородных территорий Минска. Это позволит упорядочить развитие зон отдыха, создать рекреационные зоны и озеленение.
Территория в пределах второго транспортного кольца рассматривается в качестве Центральной подзоны пригородной части Минска. Наиболее предпочтительным здесь является размещение жилой застройки различной плотности, а также организация обслуживающих экологически безопасных предприятий малого и среднего бизнеса, связанных с экономикой столицы. Также запланировано развитие индустрии досуга и развлечений и торговой сети. Для организации более качественного транспортного сообщения, которое будет работать в режиме городского, будет улучшено качество дорожной сети, увеличен объем подвижного состава и организован придорожный сервис.
Таким образом, программа представляет собой целый комплекс работ по социально-экономическому, градостроительному, экологическому и инженерно-техническому развитию территории в пределах второго транспортного кольца. Ее реализация должна решить множество задач. В частности, улучшить среду жизнедеятельности населения, проживающего на данной территории, и принести ощутимый экономический эффект от совместного (город – район) использования транспортных и инженерно-технических сетей и сооружений. Результатом также станет благоустройство ландшафтно-рекреационных территорий, развитие туристической инфраструктуры.
Подготовила Ирина Сидорок,собственный корреспондент