На дне белорусских водоемов полно затопленной техники
На дне белорусских рек и озер можно обнаружить затопленные лодки и катера, паромы и баржи, даже теплоходы. И находки не будут единичными: количество затопленных плавсредств исчисляется сотнями.
Недавно подразделения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды провели мониторинг. Результаты ошеломили, пишет газета "Советская Белоруссия".
- Всего было обнаружено 109 брошенных плавательных средств, - комментирует консультант отдела использования и охраны вод Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Татьяна Минжурова. - Сейчас устанавливаются их владельцы.
Больше всего затонувших и брошенных лодок - восемьдесят - нашли в Витебской области. Еще бы! Сотни озер, словно капельки, разлились по карте региона. В лидерах - Россонский район. Там на дне и у берегов обнаружили 36 деревянных лодок.
В Гомельской области ситуация иная. Какие только плавательные средства не поросли илом на дне Сожа, Днепра и Припяти. Только в Лоевском районе затоплены 5 металлических паромов! А в Гомеле под водой оказались два теплохода и нефтяная баржа. Эксперты Минприроды уточнили: водоемы Витебской области используются в основном для туризма (кто откажется от рыбалки или прогулки на байдарке?), на юге страны развито судоходное сообщение.
- Конечно, нашими структурными подразделениями найдены далеко не все плавсредства, - замечает Татьяна Минжурова. - Одни из них покрыты толстым слоем ила, другие находятся на большой глубине.
Чем чреват такой подводный хлам? Ученые категоричны: он нарушает экологический баланс. При взаимодействии металла с водой образуются токсические соединения, которые влияют на живые организмы. Алюминий, например, поражает жабры, и рыба испытывает острое кислородное голодание. А соли тяжелых металлов способны накапливаться в воде и донных отложениях. Не стоит забывать и о безопасности ныряльщиков. Типичный пример. В одном из карьеров Березинского района еще в 1960 - 1970-х годах были затоплены две баржи. Три года назад там погиб дайвер: зацепился за корпус и не смог подняться на поверхность. Что уж говорить о многочисленных мелких порезах и ушибах.
Пока затопленная техника остается на дне. Но в Минприроды заверяют: поднять ее на сушу - дело времени. Кто будет этим заниматься? Во-первых, сами владельцы и собственники, если, конечно, их личности установят. Во-вторых, подразделения Министерства транспорта и коммуникаций. Судьбу заброшенных и позабытых лодок решат местные власти.