Старушка спит

Источник материала:  


Авторитетная компания Ernst&Young опубликовала результаты исследования инвестиционной привлекательности Европы в 2010г. - «Осознавая новую экономику» (Waking up to the new economy). На фоне стремительного рывка вперед Китая и Индии инвесторы скептически оценивают перспективы стагнирующей Европы. А Беларуси, как страны назначения прямых вложений, в их долгосрочных планах вообще нет.

Эксперты компании Ernst&Young опросили руководителей 814 ведущих компаний мира. Вывод исследования для нашего континента неутешителен: «Европе нужно проснуться, если она не хочет проиграть своим более динамичным конкурентам» и как-то прикрыть свою уязвимость на Востоке (не закончено создание современных финансовой и социальной систем) и на Западе (высокие производственные издержки, большая бюрократия, отсутствие восприятия Европы как «горячего» места для инвестиций в знания).

В 2009г. по сравнению с 2008г. объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мировой экономике снизился на 39%, в Европе - на 36%. Неопределенность в финансовой сфере и экономической политике, напряжение в сфере госфинансов привели к сокращению числа реализованных проектов с участием ПИИ на 11% - до 3303. Иностранным капиталом создано на 16% меньше рабочих мест (124923 места) в Западной Европе - на 18%, и этот негативный тренд сохраняется уже третий год подряд.

040140241bg-ec.mht

Несмотря на растущий скепсис, Европа все еще сохраняет лидерство по объему привлеченных ПИИ (36% об общемирового объема). На фоне инвесторских ожиданий роста мировой ВВП в 2010г. на 4% (в т.ч. Китая - на 10%, Индии - на 8%), увеличение ВВП Европы на 1% выглядит балансированием на грани рецессии. К тому же, кроме объема продаж и прибыльности, показательно наличие инновационного потенциала и талантов. Но какому таланту охота отдавать в виде налогов каждый второй заработанный евро?

В 2008г. в странах Центральной и Восточной Европы на ПИИ реализовано 992 проекта и создано 76629 рабочих мест, а в 2009г. - 759 проектов и 65609 рабочих мест (в среднем 69 новых рабочих мест в 2009г. по сравнению со 101 местом в 2006г. на каждый проект). Зато были актуальны массовые увольнения - в первую очередь в секторе услуг из-за сокращения потребительского спроса. Сохранял устойчиво высокий уровень привлекательности лишь европейский автомобильный сектор (41% всех созданных рабочих мест; из каждых 100 новых рабочих мест в автомобилестроении 81 создается именно в странах ЦВЕ). Беларуси в этом списке нет вообще.

СМЕНА ПОЛЮСОВ

Если в 2000г. среди ведущих мировых компаний только 10% были выходцами из развивающихся стран, то в 2009г. их доля выросла до 30%. «В XXI в. экономическая доминация Запада сокращается. Он заменяется новым глобальным рынком, в котором география имеет меньше значение, чем идеи и инновации», - утверждают эксперты Ernst&Young. По условным прогнозам иностранных инвесторов, Китай, Индия, Центральная и Восточная Европа в ближайшие три года останутся привлекательными регионами для ПИИ, производства и проведения научно-исследовательских работ. И даже к Бразилии интерес будет больше, чем к старой Европе. При этом каждый регион может вырваться вперед, если правительства возьмут курс на большую экономическую свободу.

Если брать далекую перспективу, то к 2050г., по оценке Ernst&Young, появится новая «Большая семерка»: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Индонезия, Мексика и Турция. Их совокупный ВВП будет больше, чем ВВП сегодняшней «Большой семерки». Прогноз основан на предположении, что эти страны сумеют модернизировать инфраструктуру, создадут условия для развития и привлечения талантов и настроят эффективную систему управления рисками.

НА ИНДИЮ И КИТАЙ, ИНВЕСТОР, НАЛЕТАЙ!

Большая часть ПИИ идет в Европу из традиционных источников, США, Германии, Франции и Великобритании. При этом наблюдается устойчивый рост ПИИ из стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Они вместе являются третьим по величине инвестором Европы, а Китай стал восьмым в списке 10 крупнейших в мире. С точки зрения создания новых рабочих мест в Европе при помощи ПИИ Китай стал третьим, а Индия - восьмым по значимости инвестором.

Если год назад Западная Европа воспринималась как второе после США по привлекательности место для ПИИ, то сейчас в лидерах инвесторских предпочтений Китай, прогнозы роста экономики которого впечатляют на фоне весьма блеклых перспектив выхода Европы из кризиса. Дополнительный бонус для инвесторов - китайская политическая стабильность, быстрая модернизация инфраструктуры и огромный внутренний рынок.

Выгодное географическое положение, как фактор инвестиционной привлекательности, теряет свою значимость. По мнению авторов исследования, «старые иллюзии относительно Востока и Запада развеялись. Развитые экономические центры, стабильность и привлекательные рынки есть по всему миру. Глобальные транснациональные корпорации возникают как в развитых, так и быстро растущих рынках».

СИЛА И СЛАБОСТЬ ЕВРОПЫ

Сильными сторонами Европы остаются сектор информационных и телекоммуникационных технологий, энергетика, инфраструктурные сектора и финансовые услуги. «Европе нужна экономическая политика, которая устраняет барьеры ее бесспорному бизнес- и инновационному таланту. Нужно превратить быстро растущие экономики и их потребителей в покупателей европейских товаров, услуг и идей».

85% инвесторов говорят, что Европа является регионом мирового класса с точки зрения вложений в инновации; 29% инвесторов связывают рост Европы с развитием малого и среднего бизнеса. Эксперты Ernst&Young считают, что нашему континенту необходимо «соединить дух инновационности и потенциал малого бизнеса на рынке, чтобы удовлетворить спрос потребителей во всем мире... Будущее Европы будет создано ее предпринимателями, а не полисимейкерами».

По мнению 29% опрошенных инвесторов, лучший способ стимулировать улучшение привлекательности Европы - это поддерживать малый и средний бизнес в государствах; 27% инвесторов высказались за поддержку высокотехнологичных секторов промышленности и инновационной деятельности; 22% - за снижение налоговой нагрузки. Месседж четкий: инвесторы ждут от правительств гарантии безопасности, стабильности и помощи в обеспечении роста через государственные инициативы. И напоминают, что после преодоления острой фазы кризиса моторами развития экономики являются частный бизнес и предпринимательство, а не госкорпорации и бюрократия.

Инвестиционная привлекательность - это не богом данная раз и навсегда характеристика региона или страны. Накопление проблем в госсекторе, разрастание государства и ухудшение качества его финансов на фоне резкого улучшения параметров делового климата многих азиатских стран стали причиной того, что Западная Европа, как самый привлекательный регион для ПИИ, провалилась в оценке инвесторов с 68% в 2006г. до 38% в 2010г. За аналогичный период оценка привлекательности Северной Америки упала с 48 до 22%.

В первой половине 2000-х гг. иностранных инвесторов привлекали стабильность нашего региона, развитая инфраструктура и потенциал вхождения в рынок ЕС. Сегодня людей с большими деньгами смущает бардак в госфинансах, раздутый и неустойчивый кредитный рынок и наличие лишних производственных мощностей. Финансовый кризис трансформировался в структурный, банки прекратили финансировать отдельные страны ЕС, правительства которых проводили особенно безрассудную бюджетную политику.

ВНЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ИГРЫ

Из доклада Ernst&Young можно сделать целый ряд печальных для Беларуси выводов. Во-первых, уже поздно говорить о том, что мы - центр Европы и только за это к нам должны прийти миллиарды долларов. География больше не имеет значения. Во-вторых, следует осторожно перенимать «европейские практики». Далеко не все они гарантируют экономический успех. Тем более бесперспективно копировать европейскую бюрократию и чрезвычайно затратную госсистему соцзащиты.

В-третьих, глупо закрываться от азиатских предложений. Китайские, корейские, индийские или японские деньги ценят в США и Западной Европе, а наши власти продолжают снисходительно смотреть на «азиатский ширпотреб».

В-четвертых, самоизоляция вредна, а без иностранных инвестиций модернизация невозможна. Без ПИИ мы не в состоянии решить острейшую проблему создания новых рабочих мест. Если бы Беларусь в 2005-09гг. реализовывала у себя в стране столько проектов ПИИ, сколько в среднем Польша, Чехия и Словакия, то у нас было бы создано около 50 тыс. новых рабочих мест (в период с 1995г. по 2010г. упущенная выгода составляет около 300 тыс. новых рабочих мест).

В-пятых, Беларуси нечего предложить миру в плане инвестиций, технологий или идей. Мы не накопили денег, не создали динамичных, конкурентных хотя бы на европейском рынке корпораций, не подготовили инфраструктуру для генерации высокоприбыльных, инновационных проектов. Поэтому мы обречены пользоваться иностранным, если хотим двигаться вперед. И в этом нет ничего зазорного. Лицензионные соглашения, приобретение технологий и современного оборудования, реализация совместных проектов, создание конкурентной по сравнению с соседями деловой среды и открытого рынка с Россией, Украиной и ЕС - все это поможет Беларуси преодолеть инвестиционную отсталость. Только сделки с инвесторами должны заключать не чиновники, а частные собственники.
←Бюджет-2011 спрогнозируют осенью

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика