Нацбанк признал ошибочность государственной политики в банковской сфере

Источник материала:  
Нацбанк признал ошибочность государственной политики в банковской сфереНациональный банк в докладе «Финансовая стабильность в Республике Беларусь в 2009 году» подвел итоги развития отечественной экономики и финансовой системы. Представленный анализ достаточно качественен, местами даже неожиданно откровенен.Проблемы описаны рельефно, что радует, но вместе с тем вызывает опасения как за судьбу экономики страны, так и за карьеры авторов этого документа.


В 2009 году на преодоление кризиса белорусские власти бросили огромные ресурсы. На фоне падения внешнего спроса правительство решилось на беспрецедентную накачку экономики внешними и внутренними кредитами.

Несмотря на это, «несбалансированность внешнеторговых операций сохранилась, что во многом стало результатом продолжающегося опережающего роста внутренних расходов по сравнению с ростом производства и недостаточной эффективности экономики», констатируют авторы доклада.

Частные инвесторы в страну не шли, поэтому весь груз получения внешних кредитов пришелся на органы госуправления и денежно-кредитного регулирования. Эти ресурсы направлялись на финансирование инвестиционных проектов преимущественно госпредприятий. В результате объем долгов резко увеличился, а качества в экономике больше не стало — ни в банках, ни в реальном секторе.

Поскольку внешний спрос стагнировал, предприятия сокращали объемы продаж, прибыли и рентабельность. Зато росли убытки и неликвиды.

Рекапитализация крупнейших банков в конце 2008 года оказала только краткосрочный положительный эффект на состояние банковского сектора, а «общий уровень его подверженности рискам неуклонно возрастал… И даже после оказанной государством в декабре 2009 года поддержки по восстановлению рублевой ликвидности общий уровень подверженности банковского сектора рискам на 1 января 2010 года оказался сопоставимым с его значениями в начале декабря 2008 года».

Это очень серьезный вывод Национального банка. Да, деньги в экономику страны шли, и большие. Но банки все равно работали на грани фола, а предприятия реального сектора не вышли на траекторию устойчивого развития.

Внешняя несбалансированность не только сохранилась, но даже увеличилась до уровня, «представляющего угрозу макроэкономической и финансовой стабильности». Уязвимость экономики усилилась. Риски стали еще более реальными, а возможность пережить безболезненно внешние шоки снизилась. При этом Нацбанк оценил намеченные и проводимые структурные реформы как недостаточные. Это упрек Совету министров.

Вопреки оптимистическим прогнозам МВФ середины 2009 года сальдо внешней торговли по его итогам составило минус $7 млрд. (14,3% ВВП), что на 11,8% больше, чем в 2008 году. Дефицит текущего счета платежного баланса составил $6,4 млрд., или 13,1% ВВП. Это на 21,7% больше, чем в 2008 году.

«Нарастание внешнеторгового дефицита, наблюдающееся с 2006 года, достигло уровня, создающего значительные риски для финансирования несбалансированности внешней торговли и, как следствие, для обеспечения стабильности обменного курса белорусского рубля», — отмечается в докладе.

Сам Нацбанк признает наличие высоких рисков девальвации белорусского рубля. В 2009 году дефицит счета текущих операций был профинансирован за счет притока капитала и финансовых ресурсов в объеме 8,3 млрд. долларов, что в 1,9 раза больше, чем в 2008 году. При этом исключительное финансирование составило 51,9% чистого притока капитала, или 4,3 млрд. долларов. Эти деньги были вброшены «для обеспечения покрытия разрыва финансирования, сложившегося в результате ухудшения платежного баланса и сокращения международных резервных активов».

Чистое привлечение коммерческих кредитов в 2009 году составило 656,6 млн. долларов, что в 1,8 раза больше, чем в 2008 году. 83,8% инвестиций в акционерный капитал (общий объем — 1,4 млрд. долларов) были обеспечены за счет продажи акций «Белтрансгаза» и инвестиций в акционерный капитал банков.

Безудержное заимствование привело к увеличению совокупного внешнего долга на 45,4% — до 22 млрд. долларов (45% ВВП). Долг органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования составил 39,9% общего объема задолженности.

Резюме авторов доклада неутешительно: «Интенсивный рост уровня внешнего долга в условиях высокого дефицита внешней торговли повышает уязвимость экономики и представляет значительный риск с точки зрения внешней стабильности и платежеспособности вследствие значительного роста расходов на его обслуживание в дальнейшем».

Нацбанк предупреждает о накоплении финансовых и структурных проблем в будущем. Авторы документа весьма критично оценивают практику доведения высоких показателей роста.

В документе признается, что в финансовом секторе Беларуси в 2009 году не произошло существенных институциональных изменений. Его совокупные активы составили 55,75% ВВП (в 2008 году — 41,41%), из них 96,8% пришлось на долю банков.

После продажи БПС-банка доля нерезидентов в совокупном уставном фонде банковского сектора увеличилась с 17% до 27,3%. Число банков, контролируемых иностранным капиталом, выросло с 20 до 23. Одновременно доля государства в банковском секторе снизилась с 80,5% до 70%.

В начале 2010 года на долю пяти крупнейших банков страны приходилось 84% активов и 76,9% капитала банковского сектора (в начале 2008 года — 85,1% и 82,2% соответственно).

Правительство не сумело заблокировать негативное влияние кризиса на финансовую систему. В 2009 году проблемные активы прирастали гораздо быстрее активов, подверженных кредитному риску. «Объем проблемной задолженности банков в 2009 году увеличился в 3,5 раза, или на 2,14 трлн. белорусских рублей, что более чем в 9,5 раза превысило ее прирост в 2008 году». После изменения методики расчета реального объема проблемных активов этот показатель сразу увеличился на 1,54 трлн. белорусских рублей.

К началу 2010 года объем проблемных активов банковского сектора достиг 3,01 трлн. белорусских рублей.

По сути, Нацбанк признает ошибочность государственной политики в банковской сфере. В 2010 году для обеспечения финансовой стабильности в Беларусь должно поступить около 10 млрд. долларов. Даже в более благополучном 2009 году правительство и Нацбанк не сумели обеспечить такой объем внешних валютных поступлений.

В условиях президентской кампании, окончания кредита МВФ и ссоры с Кремлем найти такие деньги на внешних рынках будет крайне сложно.

Таким образом, мы с большой долей вероятности станем свидетелями как минимум одного из следующих сценариев: истощения золотовалютных резервов, девальвации белорусского рубля, стремительного роста цен и тарифов, оттока денег из банков. Вариант, когда все эти события произойдут параллельно, тоже исключить нельзя.

Основные показатели международных операций Республики Беларусь, 2007-2009 гг., млн. долларов
показатель200720082009
Сальдо внешней торговли товарами и услугами-2811,6-4667,5-5548,3
в процентах к ВВП-6,2-7,7-11,3
Сальдо счета текущих операций-3032,2-5262,4-6401,9
в процентах к ВВП-6,7-8,7-13,1
Чистое иностранное заимствование
(сальдо финансового счета)
2463,05151,75717,4
в процентах к ВВП5,48,511,7
в том числе чистый приток прямых инвестиций1770,02149,21833,1
в процентах к ВВП3,93,53,7
Сальдо платежного баланса
(рост резервных активов)
2778,1-1002,82442,9
в процентах к ВВП6,1-1,65,0
Внешний долг (на конец года)12496,515154,122029,9
в процентах к ВВП27,624,945,0
в том числе краткосрочный внешний долг78678275,69895,6
в процентах к ВВП17,413,620,2
Макроэкономические пропорции
Отношение экспорта товаров и услуг к ВВП, %61,060,850,7
Отношение импорта товаров и услуг к ВВП, %67,268,562,0
Международные резервные активы
(на конец года), % к ВВП
9,25,011,5
в месяцах импорта товаров и услуг1,60,92,2
Источник: доклад "Финансовая стабильность в Республике Беларусь в 2009 году", Нацбанк, май 2010 года
Крынiца: Белорусские новости
←Тимошенко убедит МВФ не давать кредит Украине

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика