БЕДНЫЙ РОДСТВЕННИК — ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС

Источник материала:  

Недавно авторы технологии литья «намораживанием», которое лежит в основе производства частного предприятия из Могилева «Технолит», выдвинуты на соискание Государственной премии 2010 года в области науки и техники. Но таких игроков реального сектора экономики, как «Технолит», в стране — раз-два и обчелся. Белорусский малый и средний бизнес практически не открывает инновационных производств. Почему предпринимателей редко интересует такой вид деятельности? Этот вопрос газета «7 дней» адресовала сопредседателю Республиканской конфедерации предпринимательства Виктору Маргелову. Вот что он ответил:
— Потому что для запуска инновационных бизнес-планов необходимы дорогостоящие технологии, подходящие помещения да и просто активное развитие обычного производственного бизнеса. При этом возникает ряд причин регионального характера. Например, у столичных предпринимателей много хороших бизнес-идей, при желании могут найтись и деньги (а с образованными кадрами у Минска практически нет проблем), но здесь нет свободных площадей для новых производств. Один из столичных предпринимателей обещал 300 новых рабочих мест в ИТ-предприятии, где он намеревался наладить 100%-е экспортное производство ИТ-услуг. Просил только у мэрии землю под здание, даже не в Парке высоких технологий с его преференциями и льготами. Не дали…
— Видимо, из-за уже сложившегося Генплана Минска, к которому сложно привязать новое незапланированное здание…
— Настолько ли верен этот план, который нельзя корректировать в пользу создания экологически безвредного производства, практически офиса: из оборудования — только компьютеры да серверы? Вместе с тем, если бы и дали возможность такое предприятие построить, мало бы инициатору не показалось: уж больно дорога земля в столице!
— Тогда ему стоит поискать счастья в Минском районе…
— Там это также проблематично. А вот за пределами столичного района уже можно строить. Но в регионах мало образованных кадров: в первую очередь, грамотных инженеров, толковых бухгалтеров, а возить их из столицы — дорого. Найти в райцентре даже хорошего специалиста по ремонту компьютера — проблема: его можно вызывать только из областного центра.
— Зато в районных и малых городах инновационный бизнес мог бы найти для себя массу преференций и налоговых льгот.
— Безусловно, там для бизнеса есть ряд преимуществ. Если в столице работает буквально каждый, даже подвальный квадратный метр здания, в регионах еще много непроданных прекрасных помещений. Однако их не всегда просто купить по сходной для начинающего бизнеса цене.
Например, в Молодечно есть здание в 20 тыс. кв. м производственных площадей, которое не работает более 10 лет. Власти не прочь отдать его атакующим предпринимателям под импортозамещающие бизнес-проекты. Один из них намерен производить GPS-навигаторы. Другой предлагает изготовление насосов по подъему термальных вод, которыми уже отапливаются многие города Западной Европы. Третий хотел бы увеличить сборку беспилотных самолетов. Четвертый мог бы выпускать минеральную вату для утепления зданий и трубопроводов. Однако приглянувшиеся бизнесменам площади принадлежат Минпрому, а он не намерен с ними расставаться.
И все же Молодечненский прецедент — исключение. В большинстве райцентров тысячи квадратных метров, которые власти готовы продать за 1 базовую величину: если свободные помещения в городе — золотое дно, дающее деньги практически ниоткуда, в районах они — обуза.
Например, в Кричеве имеется прекрасное, в хорошем состоянии, производственное незадействованное помещение размером под 17 тыс. кв. м. И власти согласны его продать: приходи, бери за одну базовую. Но только под хороший инновационный проект. Но некому.
Не до всех регионов доходят капиталы и стоящие бизнес-идеи. Если у местных предпринимателей, как правило, масштабы мышления не слишком амбициозные, а денег попросту нет, столичные деньги не привлекает глубинка. А ведь рынок труда многих малых городов представлен конкурентоспособными рабочими кадрами. При этом каждый из городов — неповторим, имеет свою изюминку, из которой хороший предприниматель мог бы получить выгоду для себя и жителей города. Тот же Кричев — серьезный транспортный узел, через который пролегает трасса Москва — Ивацевичи — Брест. Из него легко попасть на юг России, в Казахстан. Есть и другие плюсы.
— А что же иностранные инвесторы, из стран Евросоюза, например? Эксперты говорят, что для них Беларусь могла бы стать хорошим трамплином на российский рынок. Почему спят поляки, которые знают о преференциях развития бизнеса в белорусских регионах…
— Знают, но европейцы еще помнят негативный опыт польских инвесторов-первопроходцев, которые вложили более 2 млн. долларов в кондитерское производство, но из-за нарушения белорусского законодательства их бизнес потерпел крах. Недавно на польско-белорусском форуме «Добрососедство» польские партнеры в очередной раз напомнили об этом…
— Почему, на ваш взгляд, не хотят зарабатывать на создании совместных с малым бизнесом инновационных производств в Беларуси россияне?..
— Думаю, там свое дело сделала антибелорусская пропаганда. Неделю назад представители Республиканской конфедерации предпринимательства ездили в Смоленск на российско-белорусский форум по энергосбережению. Их удивило негативное отношение российских местных властей к белорусским товарам. Они считают, что белорусы торгуют по демпинговым ценам, чем разрушают российскую промышленность. А когда наши предложили участникам форума открывать совместные производства, откликнулся только один. Он предложил наладить в России производство сыров из белорусского молока — это в то время, когда и нашим переработчикам не хватает сырья…
— Выходит, инновационные импортозамещающие производства малому бизнесу пока не потянуть. В чем вы видите перспективу таких проектов?
— Она есть. Власти белорусских городов вместе с предпринимателями ищут новые возможности открытия инновационных производств. В столице, например, будет создана особая рабочая группа, которая проведет инвентаризацию помещений и имущества действующих предприятий Минска, чтобы найти возможность размещения там конкурентных инновационных проектов.
Кроме того, в Минском районе, а, точнее в Шабанах, на территории порядка 50 гектаров, планируется строительство технопарка, где, в частности, будет возведено здание промышленного бизнес-инкубатора. Огромные его размеры и приспособленные помещения позволят на практике оттачивать инновационные бизнес-идеи, создавать новую, инновационную продукцию. Уже пишется концепция, проводятся расчеты, а года через два бизнес-инкубатор уже вполне сможет распахнуть двери для малого промышленного бизнеса. Его появление может стать хорошим примером для региональных властей.
Если они не опередят столичных чиновников — как в создании лучшего микроклимата для инновационного бизнеса — так и в подборе наиболее реалистичных и высокоэффективных проектов.
При этом не нужно идеализировать бизнес-планы. Можно написать красивый проект, но на выходе не получить ничего стоящего. Властям на местах, чиновникам министерств и ведомств очень важно уметь отделять зерна от плевел: давать «зеленый» только тем идеям и бизнес-планам, которые принесут прибыль и людям, их предложившим, и стране. И не поддерживать (тратя на них миллионы рублей) на государственном уровне такие проекты, как производство одноразовой посуды, которой в нашей стране хоть пруд пруди.

Тамара МАРКИНА
←Не скоро дело делается

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика