Беларусь готовит к продаже нефтепроводы
На этой неделе верхняя палата парламента должна одобрить законопроект, который откроет возможность для акционирования и последующей приватизации магистральных нефтепроводов, расположенных на территории Беларуси. Эксперты «Белорусских новостей» считают, что Беларусь утратила наиболее выгодные условия приватизации нефтепроводов, но если поторопится, то может выручить за трубопроводную систему неплохие деньги.
До настоящего времени магистральные нефтепроводы находятся в исключительной собственности государства. То есть, согласно белорусскому законодательству, они не могут быть ни акционированы, ни тем более приватизированы.
Однако в белорусском парламенте завершается рассмотрение законопроекта, который исключает нефтепроводы из числа объектов, запрещенных к приватизации. Нижняя палата парламента уже в двух чтениях соответствующий законопроект одобрила, 30 июня «добро» на пересмотр объектов, находящихся в исключительной собственности государства, должен дать Совет республики. После этого законопроект поступит на стол Александра Лукашенко, который традиционно в таких случаях поставит свою подпись. В результате, нефтепроводы можно будет акционировать, и готовить к продаже.
С точки зрения текущего состояния белорусские нефтепроводы находятся в разных ситуациях. Гомельская «Дружба» занимается прокачкой российской нефти на Запад, и справляется со своей задачей очень неплохо: ежегодно по нефтепроводу проходит около 70 млн. тонн углеводородного сырья из России.
Новополоцкая «Дружба» сегодня транзитом нефти не занимается. В 2006 году, когда в Литве сменился собственник местного нефтеперерабатывающего завода, Россия отказалась поставлять в Литву свою нефть. Это обстоятельство привело к тому, что транзит российской нефти через новополоцкую «Дружбу» в сторону Литвы прекратился.
Аналитик российской инвестиционной группы «Капитал» Виталий Крюков считает, что интерес России к приобретению белорусских нефтепроводов за последние годы снизился.
«Белорусское руководство своими действиями создало определенные опасения для транзита российской нефти, поэтому Россия стала строить новую трубопроводную систему - БТС-2 - которая является альтернативой белорусской «Дружбе». Как следствие, сегодня у России нет такого большого интереса к приобретению белорусских нефтепроводов, который существовал ранее», - говорит Виталий Крюков.
Обозреватель по энергетической политике издательского дома «Коммерсант» Наталья Гриб также отмечает, что интерес России к белорусским нефтепроводам за последние годы заметно ослаб.
«Если бы нефтепроводы были выставлены на продажу 5-7 лет назад (до начала строительства БТС -2), Беларусь тогда могла выручить значительно больше средств, чем теперь», - подчеркнула в интервью «Белорусским новостям» Наталья Гриб.
Эксперт говорит, что если Беларусь будет тянуть с продажей своих нефтепроводов, то их привлекательность для России снизится еще больше.
«Если нефтепроводы будут выставлены на продажу оперативно - Россия заинтересуется их приобретением. Если же Беларусь оперативно этого не сделает, а начнет их приватизацию после запуска БТС-2, Россия проявит интерес к проекту, но предложит за нефтепроводы гораздо меньше денег», - прогнозирует Наталья Гриб.
Наряду с продажей своих нефтепроводов белорусская сторона прорабатывает сегодня и еще один вариант повышения отдачи от трубопроводной системы. Официальный Минск сегодня изучает возможность транспортировки венесуэльской нефти по новополоцкой «Дружбе».
Российские эксперты считают этот проект осуществимым. «Если будут достигнуты договоренности с Прибалтикой по прокачке нефти, то транспортировка венесуэльской нефти по нефтепроводу «Дружба» вполне возможна», - считает Наталья Гриб. При этом она уверена, что венесуэльская сторона не будет участвовать в приватизации белорусских нефтепроводов. «Венесуэльской стороне нужна прибыль, а не белорусские нефтепроводы», - резюмировала Наталья Гриб.
Справка
Гомельская «Дружба» осуществляет транзит российской нефти в направлении Польши и Украины. Кроме этого, этот нефтепровод используется для доставки нефти на Мозырский нефтеперерабатывающий завод. В 2009 года по гомельской «Дружбе» было транспортировано около 70 млн. тонн российской нефти и около 10 млн. тонн - поставлено на Мозырский НПЗ. Новополоцкая «Дружба» задействована только для поставок нефти на нефтеперерабатывающий завод «Нафтан», транзит нефти через этот участок нефти с 2006 года не осуществляется.