Газовый вентиль — оружие обоюдоострое
Беларусь пригрозила России приостановить прокачку российского газа в Европу через свою газотранспортную систему, если до утра 24 июня «Газпром» не погасить перед Беларусью долг за транзит в размере 260 млн. долларов. Условия ультиматума журналистам озвучил первый вице-премьер Владимир Семашко.
«Россия должна заплатить причитающиеся 260 млн. долларов до 10.00 24 июня. Если этого не будет сделано, мы будем вынуждены прекратить оказание услуги по транзиту углеводородного сырья через территорию Беларуси», — подчеркнул первый вице-премьер.
Таком образом, в газовом конфликте произошла неожиданная рокировка. Белорусская сторона, как следует из заявления Семашко, сегодня погасила перед «Газпромом» задолженность за импорт газа в размере 187 млн. долларов. Именно из-за наличия задолженности российский газовый концерн сократил поставки газа в Беларусь до 60% от запланированного объема. Теперь Беларусь предприняла ответный ход.
Долг «Газпрома» перед «Белтрансгазом», как пояснил Семашко, образовался по причине намерений российской стороны оплачивать прокачку газа по территории Беларуси по тарифу, ниже установленного. Тариф на прокачку 1 тыс. куб. м газа на 100 км составлял в прошлом году 1,74 доллара и в течение десяти месяцев «Газпром» исправно платил за транзит газа в Европу. Однако в ноябре, по словам Семашко, почему-то прекратил принимать акты сверки со стороны «Белтрансгаза», где были прописаны объемы поставок и тариф.
«Газпром» придумал себе легенду: якобы «Белтрансгаз» не выдерживает наценку при продаже газа внутри Беларуси, и был намерен осуществлять оплату за транзит по тарифу 1,45 доллара», — подчеркнул первый вице-премьер.
В текущем году ставка транзита составляет 1,88 доллара. Однако «Газпром» был настроен платить 1,45 доллара. Семашко подчеркнул, что Беларусь не могла принять такие платежи. «В течение пяти месяцев «Газпром» ни заплатил ни одного цента «Белтрансгазу» за транзит газа. В сумме задолженность за пять месяцев этого года с учетом двух месяцев прошлого года составила 260 млн. долларов», — заявил Семашко.
Вместе с тем «Белтрансгаз», по его словам, исправно выполнял все свои обязательства по транзиту газа, и в Европе «ни с кого ни один волос не упал».
Пока «Газпром» никак не отреагировал на ультиматум белорусской стороны. Единственной реакцией стало заявление представителя «Газпрома» Сергея Куприянова о том, что 187 млн. долларов с белорусской стороны еще не поступили — соответственно «Газпром» не может подтвердить погашения белорусской стороной газового долга.
Экономист Сергей Чалый убежден, что угроза Беларуси перекрыть транзит газа — это не блеф: «Изначально власти поступили неправильно, когда опять завели риторику о том, что мы вместе гнили в окопах и так далее. Но затем быстро нащупали правильную стратегию поведения — осуществить симметричные действия. Вы нам — ограничение поставок газа за существующий долг, мы — ограничение транзитных поставок также за долг. Россия сама настаивала, что это разные вопросы. Хорошо, теперь они разные».
Перекрыть транзит Беларусь угрожает России уже второй раз за последние два дня. Во вторник Александр Лукашенко на встрече с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровымзаявил, что отдал распоряжение перекрыть транзит российского газа.
Первую половину среды транзит осуществлялся в полном объеме, и начали возникать предположения, что угрозы Лукашенко не получат реального воплощения. Однако уже во второй половине дня литовская компания по транспортировке и поставкам газа Lietuvos dujos сообщила о сокращении поставок российского газа сначала на 30%, а потом и на 40%.
В связи с разногласиями между Россией и Беларусью по оплате поставок и транзита газа, которые грозят ограничением поставок транзитного газа в Европу, Еврокомиссия экстренно созвала совещание в Брюсселе. Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер заявил, что ограничение поставок российского газа в Литву в связи с «газовым конфликтом» между Россией и Беларусью является проблемой всего Евросоюза.
Ситуация для Европы может осложниться, если Беларусь действительно перекроет транзит углеводородного сырья, то есть не только газа, но и нефти. Впрочем, Сергей Чалый полагает, что ограничения коснуться только транзита газа. При этом, по мнению эксперта, «у Европы нет ни юридических, ни фактических оснований для критики той позиции, которую в газовом конфликте с Россией заняла Беларусь. Европа на нашей стороне, а Россия пожинает плоды того, чего сама и хотела — быть единственным контрагентом в вопросе продажи газа в Европу. Убеждала Европу, что все транзитные проблемы, которые могут быть, это ее проблемы, она их решит. Но в итоге оказывается, что не может решить».
Россия пытается задействовать украинскую газотранспортную систему для поставок газа европейским потребителям. Но, как подчеркивает Чалый, «Украина поступила грамотно. Она заявила о готовности обеспечить транзит, но для этого фактически не предприняла никаких существенных шагов. Украинская сторона занимается этим вопросом, но так, чтобы не ухудшать отношения с Беларусью».
Дальнейшее развитие газового конфликта «будет зависеть от президента России Дмитрия Медведева», отмечает Чалый: «У меня такое ощущения, что его подставили, не предоставив полной информации, в частности, о наличии долга за транзит. Путинские ребята просто втянули его в конфликт, создали иллюзию возможности выставить себя военным стратегом».
По мнению эксперта, Беларусь сейчас выглядит в более привлекательном и выигрышном положении. Также он предположил, что в свете последних событий документы по Таможенному союзу будут подписаны на условиях Беларуси. В частности, это касается условий поставок нефти.
Андрей КОЖЕМЯКИН