Заклятые конкуренты: история конфликта «Гомсельмаша» и «Ростсельмаша»
И «Ростсельмаш», и «Гомсельмаш» являются промышленными гигантами, производящими сельхозтехнику в своих странах. Созданные в одну эпоху (построены в 1920-х годах прошлого столетия) предприятия в постсоветские времена успели побыть партнерами, конкурентами и даже врагами.
Если на начальном этапе строительства Союзного государства российские чиновники даже и не думали сдерживать белорусский импорт, то сейчас такое отношение может быть пересмотрено. Кстати говоря, в этом году заканчивается действие протокола о сотрудничестве между Беларусью и Ростовской областью. А он затрагивал не только сотрудничество «Ростсельмаша» и «Гомсельмаша», но также открытие в Ростовской области дилерского центра УП "Белкоммунмаш и выставочно-ярмарочного центра белорусских товаров, создание концернами «Беллегпром» и «Беллесбумпром» собственных или совместных оптовых складов готовой продукции на базе предприятий Ростовской области.
Первые звоночки наметившегося конфликта, хоть и едва слышно, прозвучали еще в 2006 году. Тогда «Союзагромаш» обратился в Минэкономразвития РФ с просьбой ввести пошлины на импорт белорусских комбайнов. Тогда же поступило и требование расследовать ситуацию с импортом комбайнов производства «Гомсельмаша». Дело в том, что в 2006 году в Беларуси уже действовала «Республиканская программа оснащения сельскохозяйственного производства современной отечественной техникой на 2005-2010 годы». Согласно данной программе, государством производится поддержка производителей белорусской сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки. Для снижения цен на зерно- и кормоуборочные комбайны были предусмотрены субсидии в размере до 50% от их отпускной цены. В частности, для того же «Гомсельмаша» в 2005 году было выделено $5,3 млн. Такая поддержка была очень не выгодна российским предприятиям. Как подсчитали специалисты «Союзагромаша», поставки кормоуборочных комбайнов «Гомсельмаша» нанесли ущерб российским предприятиям на сумму в $6 млн. Но подобные подсчеты никаким образом не повлияли на Минэкономразвития РФ, и пошлины на белорусские комбайны так и остались на уровне 5% (а не 15%, как того требовал «Союзагромаш»). Вопрос с увеличением пошлин был решен только через три года, когда упал рынок комбайнов и «Ростсельмаш» стал работать на склад.
В 2007 году, жалобы прозвучали со стороны «Ростсельмаша». В этот раз обвинение касалось уже не увеличения пошлин, а дискриминации российских производителей на белорусском рынке. Эта касалось белорусских госзакупок на тендерной основе. Так, привела в пример «Экономическая газета», в апреле 2007 года в ходе конкурса по закупке 1300 зерноуборочных комбайнов стоимость продукции «Ростсельмаша» была на 24% ниже подобной сельхозтехники «Гомсельмаша». Но победителем было признано всё равно гомельское предприятие. Белорусским учреждениям, интересующимся продукцией российского предприятия, белорусская тендерная комиссия посоветовала купить не за счет республиканских или местных бюджетов, а за счет кредитов российских банков.
В 2008 году наметилось некоторое внешнее потепление в отношениях двух заводов. Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский посетил ростовское предприятие, результатом чего стали восторженные заявления о сотрудничестве. «Мы должны работать на нашем рынке, а не приветствовать восторженно американскую и европейскую технику», -- заявил тогда премьер-министр Беларуси. Кроме этого, он отметил, что поддерживает идею развития партнерских связей между «Гомсельмашем» и «Ростсельмашем». В частности, во время встречи Сидорского и губернатора Ростовской области Владимира Чуба отмечалось о сотрудничестве между этими предприятиями по взаимным поставкам комплектующих для производства комбайнов. По результатам посещения белорусского премьера Беларуси Ростовской области был подписан протокол о сотрудничестве на 2008-2010 гг., который затрагивал и перспективу партнерских связей между «Гомсельмашем» и «Ростсельмашем». Правда, в отличие от чиновников, у российского руководителя завода было несколько иное мнение на данное сотрудничество. Так, гендиректор «Ростсельмаша» Валерий Мальцев заявил, что предприятия мешают друг другу, а также напомнил, что в 2007-2008 гг. в Беларуси не было продано ни одного российского комбайна. Мнение белорусского производителя сельхозтехники в СМИ не просочилось. Зато экспорт продукции в 2008 год по сравнению с 2007 вырос в два раза и составил $210 млн.
А вот 2009 год стал переломным в отношениях «Ростсельмаша» и «Гомсельмаша». Пока российские производители комбайнов боролись за господдержку, белорусское предприятие наращивало темпы. В 2009 году «Гомсельмаш» был признан лучшим экспортером Беларуси: объем его экспорта составил $217 млн. У «Ростсельмаша» начались проблемы: предприятие стало работать на склад. Российские власти попробовали исправить ситуацию. Заводу были выделены банковские кредиты для инвестиционных проектов, фонд «Росагролизинг» персонально «Ростсельмашу» выделил 5 млн. руб. И были выполнены требования трехгодичной давности: подняты пошлины с 5% до 15%. Но подобное повышение ситуацию исправило ненадолго. Если в марте 2009 года положение дел на «Ростсельмаше» улучшилось, то в июне-июле продажи опять упали.
В этот же период между белорусским и российским предприятиями возникают серьезные разногласия. Компания «Ростсельмаш» обвинила Беларусь в нескольких грехах. Во-первых, «Гомсельмашу» вменили в вину скрытый импорт белорусской сельхозтехники в Россию. Как утверждал ростовский производитель, белорусский «Гомсельмаш» поставлял свою технику в Брянск. На совместном предприятии машины проходили незначительную подготовку, после которой на эти комбайны распространялись российские льготы. Во-вторых, в который раз «Ростсельмаш» жаловался на условия поставок российской сельхозтехники на белорусский рынок. А третьих, вновь прозвучал упрек в продаже белорусских комбайнов на российском рынке по заниженной стоимости. Естественно, все обвинения руководство «Гомельсмаша» отвергло, заявив, что предприятие работает в рамках российского законодательства.
Конфликт производителей комбайнов был кое-как решен на высоком уровне. Но в 2010 году вспыхнул с новой силой. На днях возникли перебои с поставками комплектующих от «Гомсельмаша» в Ростов. В результате, «Ростсельмаш» обвинил белорусское предприятие в недобросовестной конкуренции, а сам «Гомсельмаш» попал в черный список ростовской компании. Белорусское предприятие, видимо, не сильно расстроилось по этому поводу. На выставке «Белагро-2010» между «Гомсельмашем» и краснодарской компанией «Подшипник» было подписано соглашение о совместном производстве зерноуборочных комбайнов "Палессе" на Кубани. Дальнейшее развитие получило производство комбайнов в Татарстане. Совместное сборочное предприятие должно быть открыто в Омске. Также запланирован выпуск различных видов техники «Палессе» в Сибири и на Урале. Между прочим, на данный момент «Гомсельмаш» как раз проводит полевые испытания модернизированного зерноуборочного комбайна КЗС-1218А (Палессе-GS 12).
Примечательно, что последний конфликт между «Ростсельмашем» и «Гомсельмашем» снова инициировало российское предприятие. Белорусы отреагировали на обвинения в срыве поставок комплектующих и недобросовестной конкуренции довольно оригинально, объявив об открытии нескольких сборочных предприятий на территории РФ. Кроме того, в планах руководства «Гомсельмаша» создание площадки для сборки кормоуборочной техники в Китае. Если этой идее суждено воплотиться в жизнь, то уже привычные стенания «Ростсельмаша» вряд ли остановят поток белорусско-китайских комбайнов, собранных в Поднебесной, на российский рынок. А это значит, что оснований для взаимных упреков прибавится.