Как вели себя в газовых войнах Россия и Беларусь

Источник материала:  
Газовые конфликты или войны между Беларусью и Россией возникают с заметной периодичностью. Нынешнее противостояние – пятое по счету за почти двадцатилетний период отношений двух независимых стран. Его особенностью является самый низкий порог задолженности, который стал критичным для «Газпрома» и подвиг его на репрессивные действия -- около 190 млн долларов.

Если в «первой газовой» 1996 года Беларусь должна была «Газпрому» около 1 млрд долларов, то в 2000 году долг составлял свыше 200 млн долларов, в 2007- м – 450 млн долларов. Сейчас «Газпром» требует вернуть до 21 июня 192 млн долларов.

Первая газовая: 1995-1996

Первая газовая война приходится на 1995- 1996 годы. Практически два года (1994 и 1995) белорусы исправно не платили за газ, поступавший из России. И в итоге к 1996 году объем задолженности Беларуси за «голубое топливо» приблизился к сумме в 1 млрд долларов.

«Военные действия» в этот период велись достаточно вяло. «Газпром» периодически требовал деньги, Минск разрабатывал и подписывал документы и программы, которые должны были привести к сокращению задолженности.

Так, предусматривалось, что в счет долгов за газ белорусские строители построят жилые дома в Калиниградской области и других регионах России, а также на своей территории для газовиков, которые проработали в условиях Крайнего Севера свыше 10 лет. В 1994 году правительство Кебича предлагало передать в счет погашения долгов за газ активы некоторых белорусских предприятий, включая «Белтрансгаз».

В 1995 году уже при Лукашенко «Газпрому» вновь были обещаны белорусские магистральные трубопроводы. Но в итоге стороны не смогли прийти к компромиссу по их оценке.

Этот конфликт был погашен в 1996 году подписанием знаменитого нулевого варианта, в результате которого Беларусь списала свои денежные претензии к России за неоплаченную стоимость вывоза и обслуживания ядерных ракет, аренду военных баз и чернобыльскую программу. Прощено было около 1 млрд долларов. Тогда же стороны договорились, что оплата газа до лучших (денежных) времен, будет преимущественно производиться товарами белорусского производства.

Это и происходило в течение 1997-2001 годов. В 2001 году, например, денежная составляющая в расчетах составила всего 19,9%. В 2002 году она выросла до 47%, а в 2003 году до 74,1%.

Вторая газовая: 1999-2000

Переход по настойчивым просьбам российской стороны с чулок и носок к наценочным бартерным коэффициентом на доллары ознаменовался ростом задолженности и новым конфликтом в 2000 году. В принципе претензии на необязательность Минска по оплате «Газпром» высказывал еще с 1998 года, Периодически даже вводились ограничения на поставку газа. Однако главной причиной напряженности все же был не газовый долг (путем административных мер он к 2001-му -- году президентских выборов, был сокращен с 200 млн до 77 млн долларов), а продажа «Белтрансгаза» «Газпрому». Интегрирование белорусских трубопроводов в российскую систему было зафиксировано союзным договором в декабре 1999 года, но Минск не выполнил это условие.

Впрочем, на фоне роста напряженности в газовых отношениях России и Украины Москва не стала создавать себе второй фронт и настаивать на приватизации «Белтрансгаза». Тем более, что по сложившейся на тот период задолженности в 77 млн долларов было подписано трехлетнее соглашение о ее реструктуризации.

Третья газовая: 2003-2004

Третья газовая война начинается фактически с 2002 года – в ее основе лежит борьба за «Белтрансгаз». Беларусь, получив в этом году газ по внутрироссийскому тарифу, пообещала приватизацию «Белтрансгаза» в пользу «Газпрома», но затормозила процесс.

В конце 2002 года «Газпром» временно прекращает поставки, чтобы заставить Минск ускориться.

В 2003 году конфликт продолжается. Лукашенко выдвигает дополнительные условия приватизации «Белтрансгаза» и требует вместо 1 млрд заплатить 5 млрд долларов. Россияне в ответ предупредили, что с 1 января 2004 года цена для Беларуси перестанет быть внутрироссийской и вырастет с 30 до 46,68 долларов за 1 тыс. куб. метров. Тогда Беларусь подняла цены на транзит, но в итоге все равно оказывалась по году в проигрыше на 125 млн долларов.

Минск отказался подписывать новый контракт на 2004 год и впервые с 1991 года остался без него. «Газпром», подозревая белорусов в выемке газа из транзитных газопроводов, демонстративно в феврале 2004 года на один день прекратил подачу газа. Потом транзит возобновилась, но для внутреннего потребления белорусская сторона до лета покупала газ у независимых поставщиков.

Четвертая газовая: 2006-2007

Ее подтекст очень похож на нынешнюю ситуацию. С начала 2007 года «Газпром» повысил цену для Беларуси почти до 100 долларов за 1 тыс. куб. метров. Но белорусы продолжали все первое полугодие платить по «собственному тарифу», к лету накопив долгов на 450 млн долларов. В итоге "Газпром" официально объявила о том, что с 3 августа сокращает поставки газа в Беларусь на 45% в связи с тем, что "Белтрансгаз" не погасил долг за ранее поставленный газ. Конфликт не получился продолжительным. Имея значительные ресурс от экспорта нефтепродуктов и калийных удобрений Минск практически без сопротивления погасил долг.

Пятая газовая 2010 -…

Сейчас, когда экспорт нефтепродуктов значительно сократился и калийные удобрения приносят не такие валютные поступления, как раньше, изыскать 192 млн долларов может быть сложнее, чем 450 млн в 2007 году.

Но все же эксперты видят главную причину новой войны не в газе, а в других конфликтных вопросах между Беларусью и Россией: это взаимосвязанные между собой нефтяные пошлины, отменять которые не хочет Москва, и документы по Таможенному союзу, подписывать которые в отместку не хочет Минск.

←«Газпром»: Беларусь препятствует погашению долга за транзит газа

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика