НАИП создан не в угоду МВФ

Источник материала:  
Новая структура не получила необходимого статуса

Национальное агентство инвестиций и приватизации (НАИП) создается в Беларуси. А вот будет ли ускорена с его созданием приватизация в стране - большой вопрос.Указ № 273 о создании государственного учреждения "Национальное агентство инвестиций и приватизации" А. Лукашенко подписал 25 мая.

Мини-совмин.

Новая структура создается путем преобразования РУП "Национальное инвестиционное агентство" (подчиняется Минэкономики). Главная задача агентства - привлекать инвестиции, в том числе при приватизации государственного имущества.

Комментируя документ, заведующий кафедрой Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ Георгий Гриц (он принимал участие в подготовке проекта указа) рассказал БЕЛТА, что управлять агентством будет наблюдательный совет, который возглавит премьер-министр. У агентства будет директор, которого назначит премьер-министр по согласованию с президентом, а управление агентством возложено на наблюдательный совет.

В наблюдательный совет войдут 10-12 представителей ключевых министерств. "Фактически это будет мини-совмин", - сказал Г. Гриц.

В комментарии пресс-службы президента по этому поводу оптимистично отмечается, что в стране формируется специализированная организация по комплексному сопровождению инвесторов (прежде всего иностранных). Говорится, что новый статус позволит агентству стать для инвесторов "одним окном", а также повысить эффективность проведения приватизации и привлечения инвестиций в экономику Беларуси.

МВФ предлагал западные стандарты.

Создание новой приватизационной структуры в Беларуси инициировали международные организации.

МВФ, приняв в 2009 году решение об увеличении финансирования программы stand-by для Беларуси на 1 млрд. USD - до 3,52 млрд. USD, обусловил его принципиальным условием: в стране должна начаться реальная приватизация. При этом МВФ и ВБ согласились помочь белорусскому правительству организовать процесс приватизации в стране в соответствии с международными стандартами на прозрачной конкурентной основе.

Сейчас в Беларуси ответственность за процесс приватизации возложена на Госкомимущество, хотя оно не имеет необходимых полномочий и ограничено в инструментах.

Отметим, что в странах Балтии, Чехии, Польше приватизация, по сути, находилась в руках двух органов. Местные муниципалитеты занимались приватизацией сферы услуг, недвижимости, земли. А стратегией приватизации крупных предприятий занималось одно ведомство - фонд, наделенный определенными полномочиями.

Поэтому международные эксперты и предложили создать в стране Агентство по приватизации. В случае передачи ему полномочий по распоряжению имуществом это стало бы хорошим сигналом для потенциальных инвесторов и способствовало бы привлечению в страну прямых инвестиций. Конечно, при условии, что власти делают ставку на приватизацию как один из ключевых инструментов реформирования национальной экономики.

Предполагалось, что по такой же схеме будет проходить приватизация и в Беларуси. Для этого важно было, чтобы новое агентство получило соответствующие полномочия.

В течение всего минувшего года обсуждался проект создания новой структуры, хотя, по первоначальным планам, агентство еще к концу ноября 2009 года должно было определить 5 крупных госпредприятий для приватизации.

В прошлом году не получилось, зато в этом удалось создать агентство в срок - до 1 июня, как и обещали МВФ правительство и Нацбанк. Но каких-либо полномочий по распоряжению госимуществом оно не получило.

Сущностных изменений не будет.

Сомнительно, что с созданием НАИП активизируется процесс приватизации в стране.

Пока лишь очевидно, что создана еще одна структура, имеющая отношение к приватизации, но не обладающая приватизационными полномочиями. В самой политике приватизации в стране тоже ничего не изменилось - законопроект о приватизации пока не принят.

Несмотря на новые внешние вызовы, ставку на реформу собственности белорусские власти по-прежнему не сделали. К примеру, доходы от приватизации в бюджете-2010 заложены в объеме менее 1 млрд. USD (это меньше, чем в предыдущем году). При этом данная сумма включает оплату "Газпромом" пакета акций "Белтрасгаза" в размере 625 млн. USD.

Конечно же, не фискальные показатели должны быть поставлены во главу приватизации. Тем не менее инвесторам не подано никаких серьезных сигналов, что этот процесс власти хотели бы ускорить и что они понимают, зачем это нужно делать. Нет осознания, что без структурных реформ, неотъемлемой частью которых является приватизация, страна никогда не сможет построить эффективную экономику.

При таких подходах сущностных изменений в политике приватизации с созданием в стране НАИП не произойдет. Отметим, что попытки ускорить процесс приватизации при отсутствии на то политической воли уже предпринимались и завершились они безрезультатно.

Напомним, что в 1995 году Беларусь с помощью создаваемого в то время Агентства по привлечению иностранных инвестиций предприняла первую попытку прорваться к зарубежным инвестициям. Тогда новая структура создавалась при Мингосимуществе - в надежде на то, что основной поток инвестиций пойдет через приватизационные каналы.

Правда, эксперты сразу предупреждали, что структура, в которой 51% акций принадлежит государству, априори не может быть работоспособной. Так оно и оказалось. НАИП может повторить ее судьбу.

Агентство без полномочий.

Директор Фонда государственного имущества Госкомитета по имуществу Беларуси Наталья Жерносек на пресс-конференции в мае по поводу создания новой структуры отметила: "Не хотелось бы, чтобы у вас сложилось мнение, что мы создаем агентство в угоду МВФ. Это наша необходимость в силу сложившихся объективных обстоятельств".

Она пояснила, что это за обстоятельства. При проведении приватизации многие страны СНГ использовали двухуровневую систему - то есть были разделены функции по управлению госимуществом и по его продаже. В Беларуси изначально существовала аналогичная система. В 1994 году был создан Фонд госимущества, ключевой задачей которого является организация продажи госсобственности.

Однако сейчас специалистам фонда приходится заниматься не только продажами, но и учетом, оценкой, методологией приватизации и управления госимуществом и т. д., отметила Н. Жерносек. А в управлении фонда, которое занимается организацией продажи акций, работают всего лишь 7 человек. "Объективно не хватает возможностей вести всю эту огромную работу по приватизации", - призналась директор Фонда госимущества.

В то же время темпы приватизации в Беларуси критикует и общественность, и СМИ за то, что она "вялотекущая, медленно проводится". "Для активизации этого процесса и было принято решение создать учреждение, которое занималось бы подготовкой предприятий к приватизации", - отметила Н. Жерносек.

По ее словам, основной задачей НАИП станет работа с потенциальными инвесторами, подготовка предприятий к приватизации, а также выработка рекомендаций по условиям их приватизации.

Однако создание НАИП не означает, что функции госоргана по управлению имуществом и приватизации будут отданы этому агентству, подчеркнула далее Н. Жерносек.

Пока же Госкомимущество готовит пилотную продажу госпакетов акций 5 ОАО с участием инвестиционных агентов (торги пройдут в августе и сентябре).

Правда, не стала скрывать Н. Жерносек, опыта в этом деле пока нет ни у инвестиционных агентов, ни у органов госуправления. "Для нас это целина, поэтому, возможно, будут ошибки, неверные шаги... Но методом проб и ошибок, надеюсь, к сентябрю мы придем с положительным результатом", - сказала Н. Жерносек.
←"Три в одном" - это выгодно

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика