"Война" с плюсом
17.06.2010
—
Новости Экономики
"Молочная война" много чему научила белорусских производителей и предоставила возможности для дальнейших прагматичных отношений в торговле сельхозпродукцией между Беларусью и Россией.Через год после начала конфликта, который на несколько недель парализовал молочную отрасль Беларуси и серьезно обострил отношения Беларуси и России, заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Александр Черногоров на выставке "Белагро-2010" заявил журналистам, что Беларусь и Россия намерены снять имеющиеся вопросы во взаимных поставках сельхозпродукции.
"В ближайшее время мы обменяемся рабочими группами для решения имеющихся вопросы, чтобы не было недомолвок, препонов в сотрудничестве между двумя странами в сфере сельского хозяйства", - цитирует БЕЛТА слова Александра Черногорова.
Он подчеркнул, что в отношениях Беларуси и России нет неразрешимых проблем. И нужно "работать, чтобы не было никаких войн: ни молочных, ни зерновых".
Две недели баталий.
Напомним, что официальной причиной "молочной войны" стало несоответствие белорусской продукции техническому регламенту на молоко и молочные продукты, который был принят еще в 2008 году. И 6 июня 2009 года, в субботу, когда белорусские чиновники от сельского хозяйства мирно отдыхали, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко объявил о том, что более чем 500 видам молочной продукции белорусского производства запрещен ввоз на территорию России.
Истинная причина объявления "молочной войны" (если отбросить политический мотив), по словам экспертов, была в другом. Весной и в начале лета 2009 года Беларусь в убыток себе просто завалила Россию дешевым сухим молоком, на время сделав невостребованной работу местных сельхозпроизводителей. После этого премьер-министр России Владимир Путин дал поручение разобраться с белорусами. И к нему на помощь подоспел печально известный по ряду продовольственных конфликтов с другими государствами Геннадий Онищенко.
Несколько дней длились словесные баталии, в ходе которых белорусская сторона довольно резко высказывалась в адрес российских оппонентов. После этого запрет был распространен не только на 500 видов, но и на абсолютно весь ассортимент произведенных продуктов из молока.
На такой удар по одному из стратегических направлений экспорта руководство Беларуси отреагировало резко. 14 июня 2009 года в Москве должен был состояться саммит глав государств - участников ОДКБ. Однако белорусский лидер А. Лукашенко демонстративно отказался на него поехать, объяснив этот шаг угрозой национальной безопасности Беларуси, исходящей со стороны "братской страны" - России. Подобный демарш вкупе с угрозой восстановить контроль на границе серьезно обострил отношения соседей. Впоследствии практика игнорирования встреч на высшем уровне стала привычным для белорусского руководства инструментом демонстрации протеста и "выбивания" определенных преференций от России.
Видя, что ситуация оказалась напряженной до предела, белорусская и российская стороны были вынуждены пойти на уступки друг другу. И с утра 18 июня 2009 года поставки белорусской продукции на российский рынок возобновились. Однако право экспортировать молоко получили лишь 25 передовых предприятий. Остальные, согласно соглашению, должны были подключиться позже, по мере оформления документов на соответствие российскому техническому регламенту на молоко и молочную продукцию.
Кульминация - Белсельхознадзор.
Кроме многих минусов, сопряженных с серьезным ухудшением отношений между политическим руководством Беларуси и России, "молочная война" принесла несколько очевидных плюсов. Они касаются, в первую очередь, попыток реорганизации системы контроля качества продовольственной продукции в Беларуси.
Государство нашло возможность потратить десятки миллионов долларов на закупку новейшего оборудования для контроля содержания антибиотиков и вредных веществ в сельскохозяйственном сырье. Это позволило постепенно нарастить количество разрешенных российской стороной экспортеров продовольствия.
Сегодня правом поставлять молочную продукцию в Россию владеют 73 белорусских предприятия. Последним разрешение на экспорт продукции получило СООО "ЮНИМИЛК Шклов", открытие которого должно было состояться в конце мая текущего года с участием президента. Однако ввиду сложностей на переговорах по Таможенному союзу между Беларусью и Россией А. Лукашенко проигнорировал это событие.
На продукцию трех предприятий, имеющих право на экспорт в Россию, распространяются временные ограничения - это ОАО "Рогачевский молочно-консервный комбинат", ОАО "Пружанский молочный комбинат" и ОАО "Любанский сыродельный завод". Товар, поставляемый с еще 13 белорусских молокоперерабатывающих заводов, проходит в России процедуру усиленного контроля.
Кульминацией процессов реформирования системы контроля качества продукции сельхозпроизводства стало создание департамента Белсельхознадзор. Ему передаются широкие функции по обеспечению качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также ветеринарии, безопасности генно-инженерной деятельности, семеноводства и защиты растений. Отдельной задачей новой структуры станет участие в государственной политике в области производства и переработки продукции сельского хозяйства, в том числе мясной и молочной.
Вместе с тем эксперты в области ветеринарии отмечают, что подчинение департамента Минсельхозпроду будет несколько тормозить процессы адекватного контроля качества сельхозпродукции. Однако во время совещания у президента по вопросам реформирования структуры аграрного министерства А. Лукашенко подчеркнул, что не видит смысла создавать Белсельхознадзор как независимый орган, и его подчиненность Минсельхозпроду главу государства вполне устраивает.
Вовремя ограничились.
Еще одним плюсом "молочной войны" можно назвать постепенное сглаживание шероховатостей во взаимной торговле молочной продукцией. Для того чтобы не повторилась прошлогодняя ситуация и не были ущемлены права российских сельхозпроизводителей, Беларусь ограничила поставки сухого молока на российский рынок на период "большого молока".
"Было принято совместное решение, что временно приостанавливается поступление сухого молока на российский рынок, так как сейчас у нас собственное производство позволяет обеспечить необходимые объемы. После 1 июля снова появится возможность поставок сухого молока из Беларуси. И, естественно, мы уверены, что оставшиеся объемы, которые Беларусь произведет до конца года, в осенне-зимний период с удовольствием будем осваивать у себя", - заявил в интервью порталу TUT.BY председатель правления Национального союза производителей молока России "Союзмолоко" Андрей Даниленко.
Он добавил, что "проблемы прошлого года были связаны с действиями некоторых спекулянтов на рынке, которые вводили в заблуждение многих участников рынка, создавали условия для искусственного занижения цен реализации, что ломало и российский рынок, и доходность белорусских производителей".
Сейчас же, когда все стороны заинтересованы в проведении переговоров, ситуация, по прогнозам эксперта, обостряться не должна. По крайней мере, "обе стороны заинтересованы в том, чтобы сохранить устойчивую ценовую политику и не драться за рынок, на котором места хватит всем".
По мнению А. Даниленко, конструктивный диалог будет продолжаться и при новом "старом" министре сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Михаиле Русом. По крайней мере, во время телефонного разговора М. Русого и российского министра сельского хозяйства Елены Скрынник стороны договорились о том, что будут следовать той линии, которая была обозначена прежним министром Семеном Шапиро.
Нужно сказать, что иного выхода у Беларуси и нет. Очередное обострение ситуации со стратегическим партнером может привести к коллапсу всей белорусской молочной отрасли. Найти новые емкие рынки сбыта белорусам не удается. Около 80% продукции по-прежнему поставляется в Россию. Небольшие поставки в дальнее зарубежье являются затратными, а с Европой торговать пока не получается.
Ветеринары из Евросоюза уже неоднократно посещали несколько белорусских предприятий, однако ветеринарный номер не смогло получить ни одно из них. При этом, по отзывам экспертов, отечественные молокозаводы вполне соответствуют требованиям ЕС. Однако, как отмечают и представители самих предприятий, и чиновники Минсельхозпрода, и эксперты, на принятие решения о допуске белорусских молокозаводов на европейский рынок нужна политическая воля, которой сегодня нет.
Впрочем, как заявила журналистам 1 июня первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Надежда Котковец, в текущем году Беларусь планирует увеличить экспорт молочной продукции на 200 тыс. тонн и поставить за рубеж 3,8 млн. тонн молока и продуктов из него.
"В ближайшее время мы обменяемся рабочими группами для решения имеющихся вопросы, чтобы не было недомолвок, препонов в сотрудничестве между двумя странами в сфере сельского хозяйства", - цитирует БЕЛТА слова Александра Черногорова.
Он подчеркнул, что в отношениях Беларуси и России нет неразрешимых проблем. И нужно "работать, чтобы не было никаких войн: ни молочных, ни зерновых".
Две недели баталий.
Напомним, что официальной причиной "молочной войны" стало несоответствие белорусской продукции техническому регламенту на молоко и молочные продукты, который был принят еще в 2008 году. И 6 июня 2009 года, в субботу, когда белорусские чиновники от сельского хозяйства мирно отдыхали, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко объявил о том, что более чем 500 видам молочной продукции белорусского производства запрещен ввоз на территорию России.
Истинная причина объявления "молочной войны" (если отбросить политический мотив), по словам экспертов, была в другом. Весной и в начале лета 2009 года Беларусь в убыток себе просто завалила Россию дешевым сухим молоком, на время сделав невостребованной работу местных сельхозпроизводителей. После этого премьер-министр России Владимир Путин дал поручение разобраться с белорусами. И к нему на помощь подоспел печально известный по ряду продовольственных конфликтов с другими государствами Геннадий Онищенко.
Несколько дней длились словесные баталии, в ходе которых белорусская сторона довольно резко высказывалась в адрес российских оппонентов. После этого запрет был распространен не только на 500 видов, но и на абсолютно весь ассортимент произведенных продуктов из молока.
На такой удар по одному из стратегических направлений экспорта руководство Беларуси отреагировало резко. 14 июня 2009 года в Москве должен был состояться саммит глав государств - участников ОДКБ. Однако белорусский лидер А. Лукашенко демонстративно отказался на него поехать, объяснив этот шаг угрозой национальной безопасности Беларуси, исходящей со стороны "братской страны" - России. Подобный демарш вкупе с угрозой восстановить контроль на границе серьезно обострил отношения соседей. Впоследствии практика игнорирования встреч на высшем уровне стала привычным для белорусского руководства инструментом демонстрации протеста и "выбивания" определенных преференций от России.
Видя, что ситуация оказалась напряженной до предела, белорусская и российская стороны были вынуждены пойти на уступки друг другу. И с утра 18 июня 2009 года поставки белорусской продукции на российский рынок возобновились. Однако право экспортировать молоко получили лишь 25 передовых предприятий. Остальные, согласно соглашению, должны были подключиться позже, по мере оформления документов на соответствие российскому техническому регламенту на молоко и молочную продукцию.
Кульминация - Белсельхознадзор.
Кроме многих минусов, сопряженных с серьезным ухудшением отношений между политическим руководством Беларуси и России, "молочная война" принесла несколько очевидных плюсов. Они касаются, в первую очередь, попыток реорганизации системы контроля качества продовольственной продукции в Беларуси.
Государство нашло возможность потратить десятки миллионов долларов на закупку новейшего оборудования для контроля содержания антибиотиков и вредных веществ в сельскохозяйственном сырье. Это позволило постепенно нарастить количество разрешенных российской стороной экспортеров продовольствия.
Сегодня правом поставлять молочную продукцию в Россию владеют 73 белорусских предприятия. Последним разрешение на экспорт продукции получило СООО "ЮНИМИЛК Шклов", открытие которого должно было состояться в конце мая текущего года с участием президента. Однако ввиду сложностей на переговорах по Таможенному союзу между Беларусью и Россией А. Лукашенко проигнорировал это событие.
На продукцию трех предприятий, имеющих право на экспорт в Россию, распространяются временные ограничения - это ОАО "Рогачевский молочно-консервный комбинат", ОАО "Пружанский молочный комбинат" и ОАО "Любанский сыродельный завод". Товар, поставляемый с еще 13 белорусских молокоперерабатывающих заводов, проходит в России процедуру усиленного контроля.
Кульминацией процессов реформирования системы контроля качества продукции сельхозпроизводства стало создание департамента Белсельхознадзор. Ему передаются широкие функции по обеспечению качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также ветеринарии, безопасности генно-инженерной деятельности, семеноводства и защиты растений. Отдельной задачей новой структуры станет участие в государственной политике в области производства и переработки продукции сельского хозяйства, в том числе мясной и молочной.
Вместе с тем эксперты в области ветеринарии отмечают, что подчинение департамента Минсельхозпроду будет несколько тормозить процессы адекватного контроля качества сельхозпродукции. Однако во время совещания у президента по вопросам реформирования структуры аграрного министерства А. Лукашенко подчеркнул, что не видит смысла создавать Белсельхознадзор как независимый орган, и его подчиненность Минсельхозпроду главу государства вполне устраивает.
Вовремя ограничились.
Еще одним плюсом "молочной войны" можно назвать постепенное сглаживание шероховатостей во взаимной торговле молочной продукцией. Для того чтобы не повторилась прошлогодняя ситуация и не были ущемлены права российских сельхозпроизводителей, Беларусь ограничила поставки сухого молока на российский рынок на период "большого молока".
"Было принято совместное решение, что временно приостанавливается поступление сухого молока на российский рынок, так как сейчас у нас собственное производство позволяет обеспечить необходимые объемы. После 1 июля снова появится возможность поставок сухого молока из Беларуси. И, естественно, мы уверены, что оставшиеся объемы, которые Беларусь произведет до конца года, в осенне-зимний период с удовольствием будем осваивать у себя", - заявил в интервью порталу TUT.BY председатель правления Национального союза производителей молока России "Союзмолоко" Андрей Даниленко.
Он добавил, что "проблемы прошлого года были связаны с действиями некоторых спекулянтов на рынке, которые вводили в заблуждение многих участников рынка, создавали условия для искусственного занижения цен реализации, что ломало и российский рынок, и доходность белорусских производителей".
Сейчас же, когда все стороны заинтересованы в проведении переговоров, ситуация, по прогнозам эксперта, обостряться не должна. По крайней мере, "обе стороны заинтересованы в том, чтобы сохранить устойчивую ценовую политику и не драться за рынок, на котором места хватит всем".
По мнению А. Даниленко, конструктивный диалог будет продолжаться и при новом "старом" министре сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Михаиле Русом. По крайней мере, во время телефонного разговора М. Русого и российского министра сельского хозяйства Елены Скрынник стороны договорились о том, что будут следовать той линии, которая была обозначена прежним министром Семеном Шапиро.
Нужно сказать, что иного выхода у Беларуси и нет. Очередное обострение ситуации со стратегическим партнером может привести к коллапсу всей белорусской молочной отрасли. Найти новые емкие рынки сбыта белорусам не удается. Около 80% продукции по-прежнему поставляется в Россию. Небольшие поставки в дальнее зарубежье являются затратными, а с Европой торговать пока не получается.
Ветеринары из Евросоюза уже неоднократно посещали несколько белорусских предприятий, однако ветеринарный номер не смогло получить ни одно из них. При этом, по отзывам экспертов, отечественные молокозаводы вполне соответствуют требованиям ЕС. Однако, как отмечают и представители самих предприятий, и чиновники Минсельхозпрода, и эксперты, на принятие решения о допуске белорусских молокозаводов на европейский рынок нужна политическая воля, которой сегодня нет.
Впрочем, как заявила журналистам 1 июня первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Надежда Котковец, в текущем году Беларусь планирует увеличить экспорт молочной продукции на 200 тыс. тонн и поставить за рубеж 3,8 млн. тонн молока и продуктов из него.