Таможенный союз прирастает суверенитетами
16.06.2010
—
Новости Экономики
По итогам встречи президента РФ Дмитрия Медведева и президента Беларуси Александра Лукашенко судьба Таможенного союза (точнее, участия в нем Беларуси с 1 июля) осталась нерешенной. Беларусь пока отложила ратификацию Таможенного кодекса ТС.Тем временем Минэкономики России опубликовало текст закона "О таможенном регулировании в РФ", описывающий применение наднационального кодекса. Важнейшее нововведение проекта - понятие "таможенная территория РФ" заменяется на просто "территория РФ". То, что в Таможенном кодексе ТС уже описана единая "таможенная территория ТС", ФТС России и суды РФ могут почти не замечать.
Из сообщений пресс-службы Кремля можно уверенно делать вывод о том, что господин Медведев предложил в пятницу господину Лукашенко отделить решения, принимаемые в рамках ТС, от проблем во взаимоотношениях РФ и РБ - грубо говоря, ратифицировать договор о ТКТС вне связи с вопросом взимания РФ экспортных пошлин на нефть при поставках ее в Беларусь, а вопрос о пошлинах решить "в двустороннем порядке". Это практически совпадает с ранее декларированной позицией РФ, и то, что Беларусь формально не прокомментировала итоги встречи, скорее всего, означает, что ею решения не принято.
Минэкономики России опубликовало результат своих работ по приведению национального таможенного законодательства РФ в соответствие договорам Таможенного союза. Проект закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" размещен на сайте ведомства. В самом тексте документа есть ссылка на то, что "настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2010 года, но не ранее дня его опубликования".
Напомним, за оставшийся до опубликования 21 день документ должен пройти три чтения в Госдуме, одобрение в Совете федерации и получить подпись президента. При этом "работа над законопроектом не закончена, некоторые его положения, возможно, будут скорректированы по итогам предстоящего обсуждения", - отмечают в Минэкономики, указывая, что ведомство "ожидает от экономических операторов предложений, замечаний, конструктивной критики".
Необходимость в ФЗ "О таможенном регулировании" (ФЗоТР) возникла в связи с тем, что согласно ратифицированному РФ договору о Таможенном кодексе Таможенного союза нормы ТКТС после 1 июля станут главенствующими по отношению к российскому законодательству. При этом последнее пришлось приводить в соответствие ТКТС, как минимум разделяя понятия "территории РФ" и "единой таможенной территории (ЕТТ) Таможенного союза" в связи с тем, что РФ оговорила ряд изъятий из единых правил обращения товаров на территории ТС - если ТКТС направлен на администрирование всего товарооборота ТС, то ФЗоТР - на временное, до возникновения Единого экономического пространства (ЕЭП) трех стран, решение проблемы товаров, "выпадающих" из сферы действия ТКТС.
В числе недостатков документа, изначально разработанного ФТС, упоминалось большое количество отсылок на решения правительства РФ - и этот недостаток в редакции законопроекта от Минэкономики сохранился. Так, буквально в ст. 4 проекта ФЗоТР содержится одновременно указание на то, что "правовые отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, регулируются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза" - и тут же оговорено, что правительство РФ "вправе определять порядок применения актов таможенного законодательства Таможенного союза в РФ" (посредством постановлений и распоряжений).
Документ лишь формально констатирует приоритет законодательства Таможенного союза над национальными нормами его участников. В областях же, где такое регулирование невозможно, ФЗоТР предлагает "применение законодательства Российской Федерации о таможенном деле на территории государства-члена ТС при вывозе российских товаров или продуктов их переработки с территории этого государства-члена ТС за пределы таможенной территории ТС", а также "действие нормативных правовых актов РФ в области таможенного дела на территории иностранного государства" и "действие нормативных правовых актов иностранного государства на территории РФ" в случаях, когда это оговорено международными договорами.
Проект ФЗоТР вводит понятие "ввоза товаров в РФ" (независимо от того, откуда они ввозятся) и устанавливает правила, согласно которым "вывоз товаров из РФ" может производиться только в две страны - Беларусь и Казахстан: все остальные экспортные направления входят в понятие "вывоза товаров из РФ за пределы ТС". Однако при отсутствии дифференциации "ввоза товаров" через границы ТС и РФ сделано различие в механизме уплаты ввозных пошлин: "Ввозные таможенные пошлины… за исключением… применяемых в РФ в одностороннем порядке, а также… в отношении товаров для личного пользования, уплачиваются на счет, определенный международным договором государств-членов Таможенного союза", а пошлины, применяемые РФ в одностороннем порядке и на товары для личного пользования - на счет Федерального казначейства. Также непосредственно в Федеральное казначейство поступают все вывозные таможенные пошлины.
Наконец, проект содержит в себе правку и норм ответственности за нарушения таможенного законодательства - предлагая заменить в соответствующих статьях УК РФ слова "перемещение через таможенную границу Российской Федерации" в различных падежах словами "ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации" в соответствующих падежах. Таким образом, никакой гармонизации с другими странами ответственности за нарушение кодекса ТС Минэкономики России не предполагает.
Вряд ли происходящее добавит Беларуси интереса к реальному вхождению в союз. Между тем посол России в Беларуси Александр Суриков на своей пресс-конференции открыто намекнул, что при отказе Беларуси вступить в Таможенный союз Россия может ввести на границе полноценный режим таможенного контроля. Российско-белорусская граница открыта с 1995 года - тогда ее совместно демонтировали президент Беларуси Александр Лукашенко и тогдашний российский премьер Виктор Черномырдин. Сейчас же, по словам господина Сурикова, создание Таможенного союза России и Казахстана без Беларуси угрожает таможенной составляющей "союзного государства" Беларуси и России. Старый договор, по мнению российского посла, может ущемить интересы Казахстана.
Из сообщений пресс-службы Кремля можно уверенно делать вывод о том, что господин Медведев предложил в пятницу господину Лукашенко отделить решения, принимаемые в рамках ТС, от проблем во взаимоотношениях РФ и РБ - грубо говоря, ратифицировать договор о ТКТС вне связи с вопросом взимания РФ экспортных пошлин на нефть при поставках ее в Беларусь, а вопрос о пошлинах решить "в двустороннем порядке". Это практически совпадает с ранее декларированной позицией РФ, и то, что Беларусь формально не прокомментировала итоги встречи, скорее всего, означает, что ею решения не принято.
Минэкономики России опубликовало результат своих работ по приведению национального таможенного законодательства РФ в соответствие договорам Таможенного союза. Проект закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" размещен на сайте ведомства. В самом тексте документа есть ссылка на то, что "настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2010 года, но не ранее дня его опубликования".
Напомним, за оставшийся до опубликования 21 день документ должен пройти три чтения в Госдуме, одобрение в Совете федерации и получить подпись президента. При этом "работа над законопроектом не закончена, некоторые его положения, возможно, будут скорректированы по итогам предстоящего обсуждения", - отмечают в Минэкономики, указывая, что ведомство "ожидает от экономических операторов предложений, замечаний, конструктивной критики".
Необходимость в ФЗ "О таможенном регулировании" (ФЗоТР) возникла в связи с тем, что согласно ратифицированному РФ договору о Таможенном кодексе Таможенного союза нормы ТКТС после 1 июля станут главенствующими по отношению к российскому законодательству. При этом последнее пришлось приводить в соответствие ТКТС, как минимум разделяя понятия "территории РФ" и "единой таможенной территории (ЕТТ) Таможенного союза" в связи с тем, что РФ оговорила ряд изъятий из единых правил обращения товаров на территории ТС - если ТКТС направлен на администрирование всего товарооборота ТС, то ФЗоТР - на временное, до возникновения Единого экономического пространства (ЕЭП) трех стран, решение проблемы товаров, "выпадающих" из сферы действия ТКТС.
В числе недостатков документа, изначально разработанного ФТС, упоминалось большое количество отсылок на решения правительства РФ - и этот недостаток в редакции законопроекта от Минэкономики сохранился. Так, буквально в ст. 4 проекта ФЗоТР содержится одновременно указание на то, что "правовые отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, регулируются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза" - и тут же оговорено, что правительство РФ "вправе определять порядок применения актов таможенного законодательства Таможенного союза в РФ" (посредством постановлений и распоряжений).
Документ лишь формально констатирует приоритет законодательства Таможенного союза над национальными нормами его участников. В областях же, где такое регулирование невозможно, ФЗоТР предлагает "применение законодательства Российской Федерации о таможенном деле на территории государства-члена ТС при вывозе российских товаров или продуктов их переработки с территории этого государства-члена ТС за пределы таможенной территории ТС", а также "действие нормативных правовых актов РФ в области таможенного дела на территории иностранного государства" и "действие нормативных правовых актов иностранного государства на территории РФ" в случаях, когда это оговорено международными договорами.
Проект ФЗоТР вводит понятие "ввоза товаров в РФ" (независимо от того, откуда они ввозятся) и устанавливает правила, согласно которым "вывоз товаров из РФ" может производиться только в две страны - Беларусь и Казахстан: все остальные экспортные направления входят в понятие "вывоза товаров из РФ за пределы ТС". Однако при отсутствии дифференциации "ввоза товаров" через границы ТС и РФ сделано различие в механизме уплаты ввозных пошлин: "Ввозные таможенные пошлины… за исключением… применяемых в РФ в одностороннем порядке, а также… в отношении товаров для личного пользования, уплачиваются на счет, определенный международным договором государств-членов Таможенного союза", а пошлины, применяемые РФ в одностороннем порядке и на товары для личного пользования - на счет Федерального казначейства. Также непосредственно в Федеральное казначейство поступают все вывозные таможенные пошлины.
Наконец, проект содержит в себе правку и норм ответственности за нарушения таможенного законодательства - предлагая заменить в соответствующих статьях УК РФ слова "перемещение через таможенную границу Российской Федерации" в различных падежах словами "ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации" в соответствующих падежах. Таким образом, никакой гармонизации с другими странами ответственности за нарушение кодекса ТС Минэкономики России не предполагает.
Вряд ли происходящее добавит Беларуси интереса к реальному вхождению в союз. Между тем посол России в Беларуси Александр Суриков на своей пресс-конференции открыто намекнул, что при отказе Беларуси вступить в Таможенный союз Россия может ввести на границе полноценный режим таможенного контроля. Российско-белорусская граница открыта с 1995 года - тогда ее совместно демонтировали президент Беларуси Александр Лукашенко и тогдашний российский премьер Виктор Черномырдин. Сейчас же, по словам господина Сурикова, создание Таможенного союза России и Казахстана без Беларуси угрожает таможенной составляющей "союзного государства" Беларуси и России. Старый договор, по мнению российского посла, может ущемить интересы Казахстана.