В чем суть торга между Минском и Москвой?
В пятницу поздно вечером Лукашенко атаковал своим красноречием сразу двух руководителей России – президента и главу правительства. Одна по итогам этих встреч не было сделано никаких заявлений. Ничем не похвастался и лично Лукашенко. Видимо, разговоры не получились.
Что мешает отношениям между Минском и Москвой? А мешает вот что: Минск предложил Москве делиться доходами от экспорта российской нефти и нефтепродуктов, которые идут через Беларусь в третьи страны. Как следует из оказавшегося в распоряжении российской деловой газеты «Маркер» проекта ответа Владимира Путина белорусскому премьеру Сергею Сидорскому, России эта идея совершенно не нравится.
Предложения белорусов и реакция российских ведомств
Министр энергетики РФ Сергей Шматко в конце мая улетел в командировку на Саяно-Шушенскую ГЭС, а исполняющим его обязанности в течение 31 мая и 1 июня был назначен замминистра Андрей Шишкин. Он и подписал заключение Минэнерго и других ведомств - ФСТ, Минэкономразвития, Минфин, «Росатом», «Транснефть», «Интер РАО ЕЭС» на предложения Сергея Сидорского, которые тот передал российскому правительству еще 7 апреля. Документ, который подготовил 1 июня Шишкин, адресован куратору ТЭК в правительстве, вице-премьеру Игорю Сечину.
Основных предложений белорусской стороны было два - старое и новое. Старое: нефть и нефтепродукты, которые вывозятся из России в Беларусь, не должны облагаться экспортной пошлиной. Новое: пошлина при экспорте российской нефти и нефтепродуктов, которые вывозятся через Беларусь в третьи страны, должна распределяться между Россией и Беларусью.
В сущности, это было предложение российскому бюджету просто поделиться своими нефтяными доходами с бюджетом белорусским. Реакция российского Минфина, как явствует из записки Шишкина Сечину, была жесткой и однозначной: экспортная нефтяная пошлина вообще «не может быть предметом распределения между бюджетами сторон», а должна полностью поступать в российскую казну. Минфин пошел даже дальше: если на территории Беларуси перерабатывается российское нефтяное сырье, нефть сырая, мазут, вакуумный газойль, дизельные фракции и Россия полностью оплатила эту услугу, то при экспорте полученных нефтепродуктов вся пошлина также должна идти России.
Минэкономразвития добавило язвительности. Как полагают в ведомстве Эльвиры Набиуллиной, белорусы предложили России, по сути, «равный доступ хозяйствующих субъектов к природным ресурсам». А две конкретные схемы взимания экспортной пошлины с последующим дележом между бюджетами России и Беларуси, которые предложил белорусский премьер Сидорский, Минэкономразвития просто охарактеризовало как противоречащие российскому законодательству (один товар облагается пошлиной по ставкам другого и т. п.).
Минэнерго, естественно, поддержало коллег.
Реакция Сечина
Как стало известно «Маркеру», буквально на следующий день после того, как Сергей Сидорский передал свои предложения российскому правительству, 8 апреля, вице-премьер Игорь Сечин получил от своего белорусского коллеги вице-премьера Владимира Семашко приглашение посетить Беларусь для «решения неурегулированных вопросов». Но заманить Сечина на сепаратные переговоры белорусам не удалось - Игорь Иванович ехать в Минск отказался.
Тот же Андрей Шишкин из Минэнерго подготовил к 1 июня ответ Сечина Семашко, который начинался словами: «Уважаемый Владимир Ильич! ... Прежде чем принять приглашение посетить Республику Беларусь для решения неурегулированных вопросов в топливно-энергетической сфере, полагаю целесообразным экспертам сторон продолжить работу по их урегулированию. После чего, в случае необходимости, готов посетить Республику Беларусь для принятия взаимовыгодных решений».
Также в письме указывается, что на все вопросы, которые поставил перед российским правительством Сергей Сидорский, он получит ответ на соответствующем уровне - от премьера Владимира Путина.
Реакция Путина
Хотя проект ответа Путина Сидорскому и выдержан в вежливых формулировках, трудно отделаться от мысли, что его авторы едва сдерживали раздражение действиями белорусской стороны, решившей поменять правила игры по ходу самой игры.
«Как Вам известно, - говорится в письме, - вопросы поставок нефти в Республику Беларусь урегулированы подписанным межправительственным Протоколом от 27 января 2010 г. ... действие которого распространяется на период до 31 декабря 2010 г. В этой связи считаем излишним подготовку аналогичных документов в данной сфере».
«Предлагаемые Вами варианты, - продолжается текст, - ... не устраивают российскую сторону по причинам, которые уже излагались в письме Президента Российской Федерации Д. А. Медведева от 12 марта 2010 г. на имя А. Г. Лукашенко».
Далее в письме Путина Сидорскому в сжатом виде повторяются доводы российских ведомств, приведенные в записке Шишкина Сечину. Так что не стоит удивляться скупости и сдержанности официального коммюнике по итогам вчерашней встречи Медведева с Лукашенко. До согласия в вопросе о нефтяных доходах сторонам еще далеко.