Руки прочь от маза!

Источник материала:  


Бюджетный кризис, бушующий в Европе, еще далек от своего завершения. Как и мировой кризис перепроизводства. Наблюдаемый в мире некоторый экономический рост - не более чем кратковременная коррекция, вызванная освоением вброшенных в мировую экономику западными странами гигантских средств. Ни один из принципиальных вопросов мировой экономики не решен. А значит - бюджетный кризис стучится и в наши двери. Запоздав с модернизацией экономики, не умея организовать работу по модернизации промышленности, правительство решение своих бюджетных проблем ищет на пути продажи наших предприятий.


В одном из своих последних телевыступлений премьер правительства России Владимир Путин обмолвился, что для Таможенного союза могут возникнуть проблемы, если Беларусь продаст свой МАЗ китайцам. Замечание интересное как минимум с двух сторон.

Во-первых, мы до сих пор не слышали о китайском варианте в судьбе МАЗа. Да, речь о продаже предприятия заходила неоднократно, но в числе потенциальных покупателей фигурировали то Олег Дерипаска, то КамАЗ. Да, китайский вариант намного предпочтительнее - китайцы сегодня скупают предприятия автопрома по всему миру, но почему об этом ничего не сообщалось?

Еще в 1995г. я писал о необходимости продать МАЗ. Все дело в том, что уже тогда в мире не оставалось фирм, производящих менее 40 тыс. грузовиков в год (МАЗ - 10-20 тыс.). При меньшей серийности слишком росла себестоимость, трудно обновлять модельный ряд. Возникают те же беды, что и на АвтоВАЗе, где продажи менее 1 млн. легковушек в год обрекают предприятие на техническую отсталость. Стратегически МАЗ, как отдельное предприятие, в конкурентной борьбе на мировых рынках был обречен. Самостоятельно вытянуть предприятие до уровня, обеспечивающего конкурентоспособность на мировых рынках, республике было не под силу. Вариант продажи его западной компании отпал ввиду сложившейся ситуации на мировых рынках: в результате сделки, кроме разового вливания в бюджет некой суммы, Беларусь ничего бы не получила. А на МАЗе завязан в республике немалый потенциал - и предприятия-поставщики, и учебные заведения, и научные лаборатории.

Оставался вроде бы только вариант с россиянами. Но КамАЗ - конкурент, намного более мощный, имеющий поддержку европейских банков. При наличии там громадных неиспользуемых мощностей МАЗу в лучшем случае уготована роль одного из сборочных цехов. С соответствующим сокращением персонала. Ну а Дерипаска и на ГАЗе показал свою неспособность управлять сложными производственными комплексами. Все российские варианты продажи МАЗа оказались неприемлемы. Приходилось крутиться самим.

Во-вторых, почему Россия ожидает от сделки с МАЗом возникновения проблем в таможенных вопросах? Ясно, что при реализации сделки с Китаем Россия теряет. Постепенно уйдут поставки российской комплектации (потеря рабочих мест), наверняка и тоже постепенно будет модернизирована дилерско-сервисная сеть (полная или частичная потеря бизнеса российскими дилерами), в конкуренции с КамАЗом у МАЗа появляются серьезные шансы. Особенно если предприятие получит доступ на китайский рынок, что может позволить поддерживать уровень серийности. Но таможня здесь при чем? Требования к локализации производства комплектации одинаковы. Как для грузовиков, так и для собираемых в России легковушек.

В замечании Путина слышна не озабоченность, слышна угроза. На памяти еще «молочная война», когда технические вопросы доступа молока на российский рынок нам было предложено решить… продав наши предприятия россиянам. Теперь устами Путина Россия угрожает создать такие же проблемы и МАЗу. За сладкими речами о Таможенном союзе вновь чувствуется угроза российского диктата.

Российский рынок для МАЗа - важнейший. В действительности мы продаем не старые корпуса и набор устаревшего оборудования, а сложившийся вход на российский рынок. Так что угрозы весомые. Но и отступать по МАЗу некуда: Россия не в состоянии предложить никаких приемлемых вариантов. В любом случае от некачественного металла, от устаревшей и низкокачественной российской комплектации придется со временем отказаться. Так или иначе, российских дилеров МАЗу придется брать под жесткий контроль. По-другому в конкурентной борьбе ему не выжить.

За частной проблемой продажи МАЗа вырисовывается проблема главная. У нас - копейка на счету, острая потребность в ресурсах на модернизацию промышленности, наступающий бюджетный кризис. В России - обилие нефтедолларов, быстро перетекающих в частные капиталы. И отсутствие возможности вложить их внутри страны: модернизация экономики - набор благих пожеланий, в традиционных отраслях (торговля, сырье, строительство) - перенакопление капитала.

Да, этот капитал рвется на постсоветские просторы, надеясь через поддержку Москвы и местную коррупцию найти себе применение. Через Таможенный союз, двусторонние отношения правительство России пытается ему в этом помочь. Но что это за капитал? Не случайно российский капитал не в состоянии вести модернизацию российской экономики. Он весь - спекулятивного торгово-финансового или сырьевого происхождения.

В своей книге Генри Форд писал: «Деньги еще не есть дело. Даже и большие деньги не могут создать большие предприятия. Денежные маклеры редко бывают деловыми людьми. Спекулянты не могут создавать ценности». Потому и обречена российская модернизация. Потому даже на Западе крупный российский капитал не может эффективно хозяйствовать. И тем более - в постсоветских республиках, где его хозяйствование - всегда хищническое. Нужны нам такие инвесторы? Нужен ли союз, где нам будут так выкручивать руки?
←Анонс «Экономической газеты» № 43 за 08 июня 2010 года

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика