Восемь причин не продавать контрольные пакеты акций госпредприятий
Используя предложенную Альянсом методику, Центр Мизеса оценивает, что Беларусь заняла в этом рейтинге 105-е место из 125 стран. По десятибалльной шкале права собственности защищаются у нас только на 3,8 балла.
Беларусь - в двадцатке стран с самой «дырявой» защитой прав собственности
Нынешний показатель чше, чем в прошлом году, но до лидеров рейтинга, имеющих индекс от 8,0 до 8,6 балла нам очень далеко. Даже у Африки рейтинг значительно выше -- 4,4 балла.
Самая надежная защита прав собственности в мире в Финляндии, Дании, Швеции, Голландии, Новой Зеландии, Швейцарии, Норвегии, Сингапуре, Австралии и Австрии. Такова первая десятка.
Индекс защиты прав собственности состоит из десяти компонентов, которые объединены в три группы: 1) качество правового и политического поля, 2) защита прав физической собственности, 3) защита прав интеллектуальной собственности. У Беларуси особо острые проблемы по показателям первой и третьей групп.
Ученые установили четкую зависимость между величиной Индекса защиты прав собственности и богатством страны: чем надежнее защищаются права, тем лучше идут дела у страны. Повышение значения Индекса на один балл коррелирует с увеличением ВВП на душу населения на 7694 доллара.
По сравнению с рейтингом 2009 года, Россия ухудшила свое положение (перемещение с 87-го на 88-ое место), разделив это место с Казахстаном. Солидную деловую репутацию и доверие к таможенному союзу с таким показателем не построишь. Украина упала с 82-го на 97-е место, а вот Китай продолжает упорно карабкаться вверх, с 68-го места в 2009 году на 64-е в 2010-м. Поляки, литовцы, эстонцы и латыши практически не изменили свои позиции, сумев отстоять от интервенционистов священный институт частной собственности.
А Беларусь, находясь в позорной двадцатке стран мира с самой «дырявой» защитой прав собственности, едва ли может претендовать на попадание в Топ-30 стран с наилучшим деловым климатом.
Как синеокую страну превращают в пустыню
При капитализме свободно продаются заводы, банки, трубы и провода. Своих покупателей имеют леса, озера и земля. У всех ресурсов и активов есть собственники. Их мнения и оценки и формируют цены. Есть сделки купли-продажи - есть реальная цена. Она и является единственной рыночной.
В Беларуси же в коммерческом обороте находится очень мало активов. Огромные ресурсы решением чиновников и политиков исключены из рынка. Это мертвый капитал, миллиарды долларов упущенной выгоды. Речь идет не только о природных ресурсах, но также о тысячах заводов и фабрик. Формально они ничьи. На самом деле, реальными управляющими этих ресурсов и активов являются представители номенклатуры.
Каждый по-разному ценит одну и ту же вещь или товар. В разное время один и тот же человек меняет мнение относительно ценности своего автомобиля, шкафа или дома. Меняются вкусы и интересы, растет или падает доход, появляются новые цели и приоритеты – все это предопределяет обмен ценностей. Чем меньше препятствий на пути обмена собственностью между гражданами, тем быстрее она попадает в руки самых эффективных собственников. Ведь именно они на момент совершения сделки решили заплатить за нее самую максимальную цену.
В Беларуси у распорядителей чужого нет никакого резона ценить те активы и ресурсы, которые находятся у них в руках. Их так много, они такие разнообразные, а ответственности так мало, что ценность превращается в пепел. Это если судить по доходности, капитализации компаний, рентабельности или производительности труда. Если же кто-то проявляет реальное желание купить акции/ресурсы, то цена вдруг взлетает до небес. Чиновники устанавливают ее с потолка, чтобы не создавать конкуренцию, чтобы не было никого, кто бы показал, как можно управлять активами.
Почему власти боятся продавать контрольные пакеты госпредприятий
Именно так сегодня происходит с акциями «Беларуськалия», «Беларусбанка», отечественных нефтеперерабатывающих заводов и сотен других, менее значимых коммерческих организаций. Власти настаивают на их продаже по некой «старой» цене. Они апеллируют к рынку, которого в стране до сих пор нет. Правительство готово продать лишь небольшой пакет акций, оставляя за собой полное право управлять не только казенными ресурсами, но и частными деньгами. Стоит ли в такой ситуации удивляться, что в первом квартале текущего года зафиксирован отток иностранных инвестиций из страны?
Белорусская номенклатура боится продавать контрольные пакеты государственных коммерческих организаций вот почему:
1) тяжело расстаться с возможностью «выбивать» деньги из бюджета под проекты поддержки «стратегически важных» предприятий;
2) чиновники все еще верят, что только они знают реальную ценность активов и ресурсов, понимают их «истинное» назначение и могут устанавливать «рыночную цену»;
3) пока еще не прижало с дефицитом бюджета (тратим остатки былой роскоши);
4) блокировка появления на рынке компаний, которые бы задали новые стандарты качества работы и показали бы, как зарабатывать деньги без бюджетной поддержки;
5) стремление распылить капитал, чтобы в «мутной воде» подсесть на оборотный капитал и обогатиться;
6) желание сохранить контроль над предприятиями, чтобы иметь возможность доводить до них целевые показатели, «доить» на финансирование разного рода государственных программ и проектов за счет средств миноритарных инвесторов;
7) номенклатура продолжает верить в то, что видимая рука государства точнее, эффективнее и моральнее невидимой руки рынка;
8) глубокое непонимание сути и природы частной собственности, акцент не на правовой защите, а на личных договоренностях.
Беларусь уперлась в проблему прав собственности. Решим ее – пойдем вперед, догонять цивилизованный мир. Не решим – быстро не умрем, но загнивать будем долго и мучительно. Индекс защиты прав собственности подсказывает, какой выбор сделать.
Международный индекс защиты прав собственности, 2009-2010гг.