Россия жалуется на ограничения по доступу на рынок Беларуси

Источник материала:  
27.05.2010 15:09 — Новости Экономики
Россия жалуется на ограничения по доступу на рынок Беларуси
Фото: www.vreso.ru
Министерство экономического развития РФ обнародовало очередной доклад, посвященный странам, которые применяют ограничительные меры в отношении ввоза российских товаров. На первой позиции уверенно расположилась "братская Беларусь", которая наиболее жестко контролирует поставки российской продукции на свой рынок, считают в Минэкономразвития.
 
По состоянию на 1 мая 2010 года экономическое ведомство России зафиксировало 93 ограничительные меры, применяемые иностранными государствами для защиты своего внутреннего рынка, в том числе 40 антидемпинговых мер, 8 специальных защитных мер, 45 мер нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования. Кроме того, проводятся 2 антидемпинговых расследования, 6 специальных защитных расследований, а также 7 пересмотров введенных ранее антидемпинговых мер.
 
Максимальное количество ограничительных мер действует в Беларуси (22 меры), ЕС (17 мер), Украине (10 мер) и США (9 мер). Наибольшее количество ограничений выявлено в отношении металлопродукции (28 ограничений), химической продукции (14) и минеральных удобрений (7).
 
Наиболее известными и широко применяемыми нетарифными ограничениями являются антидемпинговые меры, что объясняется их предметной направленностью и эффективностью, достаточно хорошо проработанным механизмом расследований, а также тем, что они могут применяться на выборочной основе против конкретного экспортера по сравнению с другими мерами, непосредственно влияющими на торговые потоки. Специальные защитные меры применяются для ограничения импорта гораздо реже, поскольку они являются менее гибкими и точечными.
 
Одним из самых распространенных барьеров на пространстве СНГ является применение дифференцированных ставок акцизного налога, когда в отношении импортной продукции применяются ставки акциза существенно выше, чем в отношении отечественной продукции.
 
В России отмечают, что "в Беларуси последовательно проводится политика защиты внутреннего рынка от иностранного импорта". Так, контроль за исполнением параметров прогноза социально-экономического развития осуществляется путем установления требований, в соответствии с которыми необходимо соблюдение организациями торговли определенной, ограниченной доли продаж импортных товаров, в том числе и российских. Такие меры вводятся в отношении товаров, производство которых активно развивается в Беларуси. Это относится к табачной, алкогольной и до недавних пор рыбной продукции, ввоз которой был разрешен только через институт специмпортеров, которые в административном порядке устанавливают объемы импорта и ценовые параметры контрактов.
 
Например, обычной практикой является доведение до предприятий торговли и общественного питания объемов пива белорусского производства, которые те должны закупить и обеспечить освоение. При этом действует указание обеспечить экспорт пива белорусского производства в объемах ввезенного пива иностранного производства.
 
К розничным ценам на алкогольные и слабоалкогольные напитки в объектах общественного питания установлены дифференцированные размеры предельных наценок. Под предлогом борьбы с "серым импортом" осуществляется обязательная маркировка контрольными знаками ряда товаров (кофе, чая, растительного масла, фруктовых и овощных соков, питьевой и минеральной воды, пива, слабоалкогольных напитков, моторных масел, моющих средств, обуви, принтеров, вычислительных машин, мониторов, мобильных телефонов, материальных носителей, телевизоров, часов и прочего).
 
В валютной сфере действует ограничение Нацбанка на проведение импортерами авансовых платежей на уплату иностранных, в том числе российских товаров, препятствующее осуществлению сделок с российскими участниками ВЭД.
 
В транспортной сфере существует широкий перечень оснований для назначения российским перевозчикам сопровождения и обязательный заезд автотранспорта на терминал "Брестгрузавтосервис" с оплатой терминальных услуг в размере 7 евро при выезде с территории Беларуси в западном направлении.
 
Кроме того, в России недовольны тем, что в соседней стране "созданы неравные конкурентные условия для российских и белорусских товаров посредством проводимой государством политики масштабного субсидирования. В результате такой политики  российские производители терпят ущерб не только на белорусском рынке, но и на российском, поскольку их товары вытесняются более дешевыми белорусскими товарами". Этот аргумент российская сторона активно педалировала в разгар минувшей "молочной войны".

Впрочем, "наиболее чувствительными для российского экспорта являются меры, принимаемые Украиной", отмечают в Минэкономразвития. Так, в настоящее время действуют 5 специальных защитных мер и проводятся 4 новых расследования.
 
В настоящее время работа по отмене ограничительных мер во взаимной торговле ведется как в двустороннем формате, в том числе в рамках Комиссии по тарифному и нетарифному регулированию при Совете министров Союзного государства, так и в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.
 
Как пояснил директор департамента внешнеэкономической деятельности МИД Валерий Садохо, в ходе семинара "Таможенный союз Беларуси, Казахстана, России: законодательство, органы управления, оформление и контроль товаров" в рамках Таможенного союза стороны пытаются привести к соответствию работу с применением защитных мер в отношении товаров трех стран. По его словам, в настоящее время в отношении белорусских товаров применяются 19 ограничительных и защитных мер, в том числе 9 антидемпинговых мер и 5 специальных защитных. "Мы работаем над соглашением, где будут применяться общие подходы для того, чтобы защищать наши рынки от нечестной конкуренции. Очевидно, что один рынок Беларуси защищать сложнее, чем рынок Таможенного союза, ведь с крупным партнером всегда считаются", - добавил Валерий Садохо.
 
При этом пока непонятно, как удастся урегулировать взаимные претензии внутри Таможенного союза. Представитель МИД признал в частности, что одним из таких вопросов пока остается ситуация со специмпортерами и монополистами-экспортерами. "Этот вопрос не столько касается Таможенного союза, сколько Всемирной торговой организации, куда мы планируем вступать, причем Россия - до конца этого года. В России есть Газпром, у нас - Беларуськалий, но всё это должно отойти", - заверил директор департамента внешнеэкономической деятельности.
 
В соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г.ода № 19 "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" до 1 июля 2010 года должны быть внесены изменения в нормативные правовые акты трех стран, которые нарушают соглашения, составляющие договорно-правовую базу ТС. Более того, подготовлен перечень действующих ограничительных мер экономического характера во взаимной торговле трех стран. Однако большинство мер, вошедших в данный перечень, не признаются какой-либо из сторон ограничительными. В этой связи для решения сложившейся ситуации подготовлен проект решения Комиссии Таможенного союза, в соответствии с которым стороны к 1 июля 2010 года обеспечат отмену ограничительных мер экономического характера во взаимной торговле государств-членов ТС, по которым стороны достигли договоренности. Меры, которые стороны не признают ограничительными (например, специмпортеры в Беларуси, спецэкспортер в России, действие в России экспортных пошлин на нефть), предлагается урегулировать в рамках соглашения об обеспечении свободного передвижения товаров на общем рынке Беларуси, Казахстана и России.
 
Справка
 
Как отмечают в Минэкономразвития РФ, за последние два десятилетия в международной торговле наметилось увеличение случаев применения иностранными государствами мер нетарифного регулирования с целью защиты уязвимых отраслей национальной экономики. Во многом это связано с либерализацией тарифной защиты в рамках присоединения или членства стран к ВТО. Список нетарифных мер довольно обширен. Согласно классификатору нетарифных мер, разработанному ЮНКТАД, нетарифные меры включают в себя технические стандарты, санитарные и фитосанитарные стандарты, меры торговой защиты, количественные ограничения, лицензии и другие разрешения, мониторинг импорта и прочее.
По различным оценкам, нетарифные меры, начиная со второй половины 80-х годов, охватывают от 18 до 30% объемов мировой торговли. При этом развитые страны используют такого рода ограничения в отношении 17% импорта, в том числе в отношении 50% металлопродукции, 25% текстильных изделий, 44% продукции сельского хозяйства. В последнее время нетарифные меры все более активно применяются и развивающимися странами - до 40% всего импорта, в том числе 50% импорта продовольствия.


←Сечин гарантировал Беларуси поставки российского газа

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика