В полном дебюте

Источник материала:  


Подписав указ N245, президент Беларуси разрешил правительству выпустить суверенные еврооблигации на $2 млрд. в 2010-11гг. со сроком обращения не менее пяти лет. Одновременно указом повышен лимит внешнего госдолга республики с $9,5 млрд. (утвержденный в бюджете-2010) до $11 млрд. И теперь ничто, кроме конъюнктуры, не сдерживает белорусский дебют на рынке еврооблигаций, запланированный на май-июнь т.г.


 Но правительство Беларуси не спешит, поскольку текущая ситуация на мировом финансовом рынке крайне неблагоприятная для входа на него. За последние 2-3 месяца конъюнктура на рынке евробондов испортилась из-за проблем, возникших у Греции с обслуживанием внешнего долга. Доходность по греческим суверенным облигациям выросла, а цены упали, поскольку частные инвесторы сочли, что риск их приобретения слишком велик, и потеряли интерес к этим долговым бумагам. Пришлось даже Европейскому Центробанку (ЕЦБ) объявить о том, что он готов скупать евробонды тех стран еврозоны, на которые спрос окажется ниже предложения. Выкупив эти очень ценные бумаги, ЕЦБ поможет удовлетворить текущие бюджетные потребности таких стран.

СПРАВКА «БелГазеты». Греция, испытывая сегодня затруднения с размещением суверенных еврооблигаций, выплачивает свои долги по евробондам за счет средств, получаемых в рамках кредитной программы помощи (110 млрд. евро), поступающей от МВФ и стран еврозоны. На прошлой неделе Афины получили первый транш в сумме 20 млрд. евро, который и позволил стране своевременно погасить долг по евробондам в размере 8,5 млрд. евро.

Беларусь, выйдя на рынок евробондов, может рассчитывать только на спрос частных инвестфондов. И в свете новостей, поступающих с европейского рынка ценных бумаг, становится понятно, что имел в виду премьер-министр Сергей Сидорский, когда сообщил БелТА об ожидании «благоприятной ниши»: «Мы ждем благоприятной ниши, чтобы максимально эффективно представить наши облигации за пределами страны. Эту работу мы закончили. Это чисто финансовый, коммерческий подход. Думаю, в ближайшее время мы эту тему закроем». Ничего страшного, ждали много лет суверенного кредитного рейтинга и еще подождем немного.

СПРАВКА «БелГазеты». В августе 2007г. международным агентством Standard&Poor’s Беларуси присвоен долгосрочный кредитный рейтинг в инвалюте на уровне В+. Категория вполне достаточная для выхода на рынок еврооблигаций. Страны с уровнем рейтинга ниже категории В не имеют возможности выпускать эти ценные бумаги. Чем ниже рейтинг эмитента, тем выше процентная ставка и ее доходность, т.е. тем дороже обходится стране данный вид заимствований. Основной причиной, по которой страны выходят на рынок евробондов, является острый дефицит госбюджета. Беларусь в этом смысле не исключение.

Однако три года назад у республики еще были альтернативные источники недорогих внешних заимствований. Например, можно было занимать у России. Причем сравнительно недорого и без особых условий. Но когда Минфин РФ впервые отказал Беларуси, то руководство республики решило, что страна может увеличить свои золотовалютные резервы с помощью МВФ, дающего недорогие кредиты (под 3-4% годовых), но при этом довольно жестко регулирующего суверенную экономическую политику страны-заемщика.

Теперь глава Минфина Андрей Харковец считает, что в настоящее время Беларусь существенно не нуждается в новой программе МВФ stand-by: «Очевидных потребностей в новой программе на сегодняшний день не существует». Однако, как выясняется, Беларусь испытывает очевидную потребность в кредитах (в размере $2 млрд.) для покрытия бюджетного дефицита. Для чего и решено воспользоваться евробондами, которые обойдутся как минимум в два раза дороже, чем кредиты МВФ. И это при самом благоприятном стечении обстоятельств. Если же финансовая ситуация сложится не столь благополучно, то еврокредиты для Беларуси могут стоить и в три раза дороже, чем кредитные ресурсы, поступающие из Вашингтона.

Однако средства, добываемые с помощью евробондов, имеют ряд неоспоримых преимуществ. Беларусь стоит на пороге президентских выборов. И в этой связи едва ли не самым весомым фактором становится то, что покупатели белорусских суверенных гособлигаций не имеют права вмешиваться в экономическую политику Беларуси как эмитента. При этом республика получит долгосрочные и сравнительно недорогие внешние заимствования для решения насущных экономических проблем. Дешевле кредитов все равно нигде не найти.

Впрочем, вместе с выпуском белорусских еврооблигаций на рынке появятся соответствующие кредитные дефолтные свопы (credit default swap, CDS - кредитный дериватив, страхующий эмитента ценных бумаг от дефолта по своим обязательствам и его котировки, одновременно позволяющий довольно точно оценивать вероятность дефолта страны-эмитента; дефолтные свопы бывают обеспеченными, если инвестор приобрел суверенные еврооблигации, или «голыми», т.е. необеспеченными). Любое заинтересованное лицо, взглянув на текущие котировки CDS, еженедельно сможет отслеживать рыночные оценки финансового состояния страны, не дожидаясь, когда какой-нибудь эксперт расскажет о своих субъективных впечатлениях, например о состоянии белорусского госдолга.

При столь высокой степени прозрачности состояния суверенных долгов рынок очень трудно ввести в заблуждение. И, как показывают последние события на европейском рынке ценных бумаг, этот финансовый инструмент только ускоряет путь стран-эмитентов, сталкивающихся с серьезными экономическими проблемами, к суверенному дефолту.
←Как Беларуси создать и продвинуть свой страновой бренд?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика