«Это чувствительно для нас»
24.05.2010
—
Новости Экономики
Очередная встреча премьер-министров стран - участниц Таможенного союза (ТС), состоявшаяся 21 мая в Санкт-Петербурге, вновь не принесла ожидаемого компромисса по спорным вопросам. По итогам переговоров главы правительств России, Беларуси и Казахстана объявили, что есть ряд чувствительных позиций, по которым необходимо дополнительное согласование. В течение двух недель эти вопросы будут обсуждаться на экспертном уровне. Однако уже сейчас понятно, что с 1 июля ТС в полной мере не заработает.
За несколько дней до петербургской встречи стало ясно, что переговоры будут жесткими и без боя Беларусь позиции не сдаст. 17 мая Александр Лукашенко принял с докладом белорусского премьера Сергея Сидорского, который проинформировал главу государства о предстоящей встрече в Петербурге. Сообщалось, в частности, что по ряду вопросов «белорусская сторона будет отстаивать свою принципиальную позицию. Это касается прежде всего невведения в действие или отмены ограничений по свободному перемещению товаров в Таможенном союзе», в т.ч. применительно к таможенным пошлинам на нефть и нефтепродукты. Иными словами, отмена введенной Россией экспортной пошлины на поставляемые в Беларусь нефть и нефтепродукты по-прежнему является беспрекословным требованием белорусской стороны. По еще одному спорному вопросу - условиям ввоза физлицами легковых автомобилей в нашу страну в рамках ТС - «позиция белорусской стороны состоит в том, чтобы максимально были учтены наши интересы. Суть ее: сохранить таможенные пошлины или принять взвешенное решение и сделать их такими, которые бы устраивали все три государства. По крайней мере, казахстанская сторона в переговорном процессе поддерживает предложение белорусской стороны по этим вопросам».
Не менее настойчиво свои позиции отстаивают и другие участницы ТС. Казахстану хотелось бы сохранить для своих физлиц возможность завозить до 2 т импортного товара по пониженной ставке таможенной пошлины. Очевидно, что для легкой и электронной промышленности России и особенно Беларуси, которая еще недавно рассматривала возможность снижения нормы ввоза товаров для личного пользования гражданами с 1000 до 200 евро, это создало бы серьезную проблему. «Две тонны - это немаленький объем… Это чувствительно для нашей легкой промышленности, потому что значительная часть этих товаров, конечно, китайского происхождения», - прокомментировал в интервью межгосударственной телерадиокомпании «Мир» этот аспект проблемы российский премьер Владимир Путин.
Для России, имеющей авиационные производства, принципиальным моментом является сохранение довольно высокой ставки таможенной пошлины на авиатехнику. Тех же принципов страна придерживается и в вопросе формирования единого таможенного тарифа на легковые автомобили, а потому сохранение льготных ставок таможенных пошлин для белорусских физлиц вызывает напряженную реакцию России. «Для нас очень важен автопром. Потому что, если мы сдвинемся со своих позиций, которые мы заняли в течение предыдущих лет, особенно сегодня, в кризисных условиях, когда поддерживаем свой автопром и стараемся развивать свою автомобильную промышленность, - это, мы считаем, нанесет ущерб развитию автомобильной промышленности в России. Так же как и авиационной промышленности», - пояснил Путин во время подхода к прессе после трехсторонних переговоров.
Наша восточная соседка так же недвусмысленно дала понять, что нефтяная льгота в объеме 6,3 млн. т беспошлинной нефти - максимум, на что может рассчитывать Беларусь до того, как будет сформировано единое экономическое пространство. «Мы, имея в виду наши особые отношения с Беларусью и желая поддержать и белорусский народ, и белорусскую экономику, в полном объеме - хочу подчеркнуть - в полном объеме для внутренних потребностей Беларуси предоставили льготу, поставив 6,3 млн. т сырой нефти для внутреннего потребления Беларуси беспошлинно. Но наши коллеги хотели бы, чтобы мы эту льготу расширили. Но это уже другая история», - заявил Путин в интервью «Миру».
Учитывая серьезные разногласия трех стран, чуть более чем за месяц до предполагаемой даты начала работы ТС согласовать позиции по этим принципиальным вопросам премьерам не удалось. «Должны вас проинформировать о том, что согласовать все вопросы нам пока не удалось - есть чувствительные позиции для экономики Казахстана, для экономики Беларуси, для экономики РФ. Мы договорились продолжить процесс ратификации Таможенного кодекса. Но для согласования чувствительных экономических позиций - речь идет об автопроме, речь идет об авиационной промышленности, речь идет о товарах, которые завозят граждане для личного потребления, речь идет о таможенных вывозных пошлинах - вот по этому кругу проблем мы продолжим консультации в самое ближайшее время», - заявил журналистам Путин. «Необходимо дополнительное согласование сторон с тем, чтобы в течение двух недель эксперты доложили о сближении позиций. Пока, на сегодняшний день, к сожалению, эти позиции не сближены», - поддержал коллегу Сидорский.
Несмотря на то что, как признал Путин, ТС заработать с 1 июля «в полную силу не сможет», представители стран - участниц союза стараются не терять оптимизма. «История всех интеграционных объединений очень сложна, и никому еще пока не удавалось быстро, на ура, с наскока, решить эти вопросы. Все прошли очень сложный путь согласования позиции. Но как достигать компромисса, мы себе представляем, и я думаю, что мы пройдем по этому пути», - отметил Путин.