Народная приватизация: эпизод седьмой
24.05.2010 18:26
—
Новости Экономики
Безвозмездные чеки
Безвозмездная (чековая) приватизация началась в Беларуси в далеком 1994 году. Белорусский парламент в лице Верховного Совета пролоббировал тогда решение, согласно которому процесс приватизации госпредприятий должен был проходить путем выдачи населению чеков "Имущества" и обмена этих чеков на акции субъектов хозяйствования.
Цель чековой (тогда ее называли "народной") приватизации заключалась в том, чтобы осуществить переход страны к рыночной экономике в условиях социального равенства. Формально равенства достичь удалось — чеки "Имущество" получило большинство граждан трудоспособного возраста (4,9 млн человек).
И поначалу процесс конвертации чеков "Имущество" в акции был активным. Особенно это касалось тех случаев, когда речь шла обмена чеков на акции крупных предприятий. Способствовало обмену чеков на акции предприятий еще и то обстоятельство, что после начала чековой приватизации в стране появилось множество специализированных инвестиционных фондов (СИФов).
Но первый президент Беларуси, избранный в июле 1994 года, не согласился с ранее утвержденными планами по приватизации госимущества. В марте 1995 года Александр Лукашенко подписал распоряжение, которым приостановил действие лицензий СИФов, а в 1998-м издал декрет, установивший временный запрет (мораторий) на отчуждение (продажу) акций, полученных физлицами в ходе чековой приватизации. Кроме этого, за чеки "Имущество" во второй половине 1990-х можно было купить акции только наименее прибыльных предприятий, которые практически не платили дивидендов. Все перечисленные выше факторы практически остановили процесс чековой приватизации.
Деньги есть, но выплат нет
Согласно закону "Об именных приватизационных чеках", гражданам, которые не использовали приватизационные чеки, должна быть выплачена компенсация. "Государство гарантирует гражданину Республики Беларусь — владельцу погашаемых чеков — выплату компенсации", — говорится в законе.
Компенсация, которая оговорена законодательно, должна выплачиваться после истечения срока обращения приватизационных чеков. Если бы срок обращения приватизационных чеков закончился 30 июня 2010 года, государство было обязано начать выплаты владельцам неиспользованных чеков "Имущество". Но до этого не дошло.
В конце минувшей недели было обнародовано постановление белорусского правительства, согласно которому срок обращения чеков "Имущество" продлевается на три года — до 30 июня 2013-го. Следует отметить, что белорусские власти пошли на продление срока обращения приватизационных чеков в седьмой (!) раз. Ранее аналогичные решения принимались в 2007-м, в 2005-м, дважды — в 2003-м, в 2002-м и в 1999-м.
Причем каждый раз власти объясняли продление сроков чековой приватизации тем, что для компенсации неиспользованных чеков "Имущество" требуется колоссальная сумма.
Директор Фонда государственного имущества Государственного комитета по имуществу Беларуси Наталья Жерносек на пресс-конференции в мае откровенно заявила, что государство не видит смысла направлять денежные средства (около 800 млрд рублей) на выплату компенсации гражданам, не использовавших приватизационные чеки. "Этим деньгам можно найти лучшее применение", — подчеркнула Наталья Жерносек.
Заплатят, "кинут" или пустят в оборот
В последние годы белорусские власти были заняты активным обсуждением того, что следует делать с чековой приватизацией, которая так и не стала локомотивом разгосударствления.
В 2007 году Госкомимущество, Минэкономики, а также некоторые другие ведомства настаивали на радикальном решении вопроса — прекратить чековую приватизацию без выплаты компенсаций. Предлагалось неиспользованные приватизационные чеки просто аннулировать. Законопроект с соответствующим предложением был направлен в парламент. Однако белорусские власти три года назад все-таки решили не идти на радикальный сценарий, опасаясь социального протеста. Срок обращения приватизационных чеков был продлен до 30 июня 2010-го.
Не пошли на аннулирование приватизационных чеков белорусские власти и в этом году, продлив срок обращения чеков "Имущество" еще на 3 года. В настоящее время обладателями данных ценных бумаг продолжают оставаться более 2 млн. человек. Возникает закономерный вопрос: что ждет этих людей?
С высокой степенью уверенности можно утверждать, что на выплату компенсаций белорусские власти никогда не пойдут. Во-первых, зачем выплачивать, когда в условиях толерантной Беларуси можно этого не делать? Во-вторых, у государства всегда найдется "лучшее применение" деньгам, которые можно не отдавать.
С другой стороны, власти не хотят идти на брутальный вариант (аннулирование приватизационных чеков без выплаты компенсаций). Поэтому власти, вероятнее всего, попытаются принять решение, которое не потребует тратить деньги, но при этом сведет на нет значение чеков "Имущество". В настоящее время в белорусском парламенте как раз таки и находится такое предложение.
Проект нового закона о приватизации, который рассматривается в Палате представителей, предусматривает отмену чековой приватизации. При этом Госкомимущество предлагает продлить чековую приватизацию по тем акционированным обществам, по которым она уже ведется. Де-факто, это приведет к тому, что чеки на акции люди обменять смогут, но делать этого так и не будут в силу низкой доходности приватизируемых госпредприятий.
Гипотетически возможен еще один сценарий, при котором приватизационные чеки все-таки заработают в полную силу. Произойдет это в том случае, если власти пойдут на создание инвестиционных фондов, которым будет передано управление госпредприятиями. В этом случае владельцы чеков "Имущество" могли бы обменять свои ценные бумаги на акции инвестиционных фондов и получать в последующем немалые дивиденды. По этой схеме провела у себя ваучерную приватизацию Польша.