"Вброс" ушел в аут
22.05.2010
—
Новости Экономики
Директива № 4 будет довольно либеральной, но вряд ли приведет к ломке "белорусской модели".Один из вариантов Директивы № 4 широко обсуждался на прошлой неделе в Интернете. Несмотря на то, что опубликован он был еще 3 мая в блоге экономиста Ярослава Романчука, новостными аггрегаторами проект был замечен только в середине месяца.
В беседе с корр. "БР" Я. Романчук отказался от авторства документа, отметив, что он мог быть подготовлен "сторонниками перемен", работающими во власти. Хотя по стилю подачи и предполагаемым мерам этот проект дает повод засомневаться, действительно ли во власти способны провести такие реформы, которые отражены в нем.
Так, проект директивы предполагает кардинальную ломку существующей экономической модели. Уже в преамбуле говорится, что "правительство вовремя не провело детальный анализ сложившихся в последнее десятилетие экономических связей и отношений". Далее говорится обо всех негативных проявлениях, появившихся в результате работы "белорусской экономической модели".
Из тех предложений, которые содержатся в директиве, есть ряд положений, которые могут уничтожить систему, сложившуюся в Беларуси за более чем полтора десятка лет.
Так, первым пунктом предлагается упразднить Комитет по ценообразованию Минэкономики. Далее можно встретить предложения по ликвидации инновационных и внебюджетных фондов и снижению НДС до 15%, а также по введению единого социального налога в размере 15% вместо отчислений в Фонд социальной защиты населения и другие предложения подобного плана.
Как отметил в беседе с корр. "БР" Я. Романчук, по большому счету, опубликованный в Интернете проект Директивы № 4 представляет собой грамотную компиляцию из многих документов либеральной направленности - Национальной платформы бизнеса Беларуси-2010, Антикризисной программы ОДС, разработанной в 2008 году, и других документов.
По мнению Я. Романчука, вероятность принятия столь радикального варианта директивы чрезвычайно мала, однако некоторые его положения могут быть использованы в окончательной версии документа. Если принять директиву в том виде, в котором она опубликована на интернет-ресурсах, то придется серьезно сокращать бюрократический аппарат и кардинально менять систему управления экономикой, на что власть не пойдет.
Председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин заявил, что его союз не имеет никакого отношения к опубликованному варианту Директивы № 4.
По словам В. Карягина, сейчас союз вносит свои предложения по разработке документа.
"Это будет очень весомый документ, который однозначно даст понять, что все должны заниматься развитием предпринимательства", - отметил В. Карягин.
По его словам, директива будет иметь общий характер. Она должна определить направления государственной политики в области либерализации. И после ее принятия будет подписан еще ряд постановлений правительства и указов президента, которые будут вносить конкретные изменения в сфере экономики.
В. Карягин подчеркнул, что в Беларуси очень сильная вертикаль власти, но чрезвычайно низкая эффективность ее горизонтальных ответвлений, и именно работу чиновников на местах призвана организовать директива.
Эксперт предположил, что документ будет иметь либеральный характер, который позволит изменить подходы к предпринимательству и либерализации.
Как сообщил на семинаре для белорусских парламентариев, посвященном поддержке и развитию малого и среднего бизнеса заместитель министра экономики Анатолий Филонов, предложения по Директиве № 4 в Администрацию президента передало и Министерство экономики. Кроме того, там на согласовании находится и План мероприятий по либерализации экономики, окончательный проект которого был подготовлен еще пару месяцев назад, но до сих пор не принят.
Эксперты надеются, что План мероприятий по либерализации экономики будет принят еще в первом полугодии текущего года, а задержку его принятия объясняют чрезвычайно сложной системой согласования, существующей в Беларуси.
В беседе с корр. "БР" Я. Романчук отказался от авторства документа, отметив, что он мог быть подготовлен "сторонниками перемен", работающими во власти. Хотя по стилю подачи и предполагаемым мерам этот проект дает повод засомневаться, действительно ли во власти способны провести такие реформы, которые отражены в нем.
Так, проект директивы предполагает кардинальную ломку существующей экономической модели. Уже в преамбуле говорится, что "правительство вовремя не провело детальный анализ сложившихся в последнее десятилетие экономических связей и отношений". Далее говорится обо всех негативных проявлениях, появившихся в результате работы "белорусской экономической модели".
Из тех предложений, которые содержатся в директиве, есть ряд положений, которые могут уничтожить систему, сложившуюся в Беларуси за более чем полтора десятка лет.
Так, первым пунктом предлагается упразднить Комитет по ценообразованию Минэкономики. Далее можно встретить предложения по ликвидации инновационных и внебюджетных фондов и снижению НДС до 15%, а также по введению единого социального налога в размере 15% вместо отчислений в Фонд социальной защиты населения и другие предложения подобного плана.
Как отметил в беседе с корр. "БР" Я. Романчук, по большому счету, опубликованный в Интернете проект Директивы № 4 представляет собой грамотную компиляцию из многих документов либеральной направленности - Национальной платформы бизнеса Беларуси-2010, Антикризисной программы ОДС, разработанной в 2008 году, и других документов.
По мнению Я. Романчука, вероятность принятия столь радикального варианта директивы чрезвычайно мала, однако некоторые его положения могут быть использованы в окончательной версии документа. Если принять директиву в том виде, в котором она опубликована на интернет-ресурсах, то придется серьезно сокращать бюрократический аппарат и кардинально менять систему управления экономикой, на что власть не пойдет.
Председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин заявил, что его союз не имеет никакого отношения к опубликованному варианту Директивы № 4.
По словам В. Карягина, сейчас союз вносит свои предложения по разработке документа.
"Это будет очень весомый документ, который однозначно даст понять, что все должны заниматься развитием предпринимательства", - отметил В. Карягин.
По его словам, директива будет иметь общий характер. Она должна определить направления государственной политики в области либерализации. И после ее принятия будет подписан еще ряд постановлений правительства и указов президента, которые будут вносить конкретные изменения в сфере экономики.
В. Карягин подчеркнул, что в Беларуси очень сильная вертикаль власти, но чрезвычайно низкая эффективность ее горизонтальных ответвлений, и именно работу чиновников на местах призвана организовать директива.
Эксперт предположил, что документ будет иметь либеральный характер, который позволит изменить подходы к предпринимательству и либерализации.
Как сообщил на семинаре для белорусских парламентариев, посвященном поддержке и развитию малого и среднего бизнеса заместитель министра экономики Анатолий Филонов, предложения по Директиве № 4 в Администрацию президента передало и Министерство экономики. Кроме того, там на согласовании находится и План мероприятий по либерализации экономики, окончательный проект которого был подготовлен еще пару месяцев назад, но до сих пор не принят.
Эксперты надеются, что План мероприятий по либерализации экономики будет принят еще в первом полугодии текущего года, а задержку его принятия объясняют чрезвычайно сложной системой согласования, существующей в Беларуси.