Харковец: Беларусь готова к оперативному выходу на рынок еврооблигаций
Министерство финансов Беларуси ежедневно отслеживает ситуацию на международном финансовом рынке и в случае благоприятного развития событий готово в течение нескольких дней выйти на него со своими еврооблигациями. Об этом сообщил корреспонденту БЕЛТА министр финансов Беларуси Андрей Харковец.
"Наше желание сейчас - дождаться так называемого окна, когда все факторы будут указывать на то, что в этот момент наши заимствования будут наиболее благоприятно представлены на рынке для инвесторов. Любая нестабильность на рынке сказывается на заемщике. Поэтому нам желательно добиться момента, когда рынок будет работать наиболее стандартно, без всяких рывков, падений, взлетов", - сказал министр финансов.
Он также добавил: "Эта позиция отслеживается ежедневно. У нас ситуация такая, что если рынок будет благоприятен, мы можем в течение нескольких дней оказаться на нем".
По словам Андрея Харковца, большое содействие в этой работе Беларуси оказывают организаторы заимствований. "Они советуют, когда лучше выйти, какие критерии сегодня рынок может нам предложить", - пояснил министр финансов.
Напомним, в качестве организаторов по размещению еврооблигаций Беларуси выбраны четыре банка: BNP Paribas, Deutsche Bank AG, The Royal Bank of Scotland plc и Сбербанк России ОАО. "Они также заинтересованы в очень хороших результатах нашего дебюта, поскольку всегда было почетно впервые вывести страну на рынок", - подчеркнул Андрей Харковец.
В целом он пояснил: "Выход Беларуси на рынок еврооблигаций не может преследовать какую-то одну цель, так как мы дебютируем на этом рынке". Министр финансов назвал несколько задач, которые ставит Беларусь, готовясь к выходу на рынок еврооблигаций. Во-первых, это привлечение ресурсов, проба себя на этом рынке, демонстрация Беларуси как суверенного заемщика. Делается это для того, чтобы открыть для себя альтернативные варианты заимствований, а они всегда необходимы для любого государства.
Во-вторых, речь идет о формировании кредитной истории, то есть это имиджевый проект для страны. Формирование кредитной истории предполагает в дальнейшем то, что на базе нашего заимствования белорусские государственные корпорации, частный бизнес смогут пользоваться аналогичным инструментом на внешних рынках, а также то, что для них условия заимствования, которые мы сформируем на уровне страны, фактически будут ориентиром ценовых диапазонов.
Говоря о возможной стоимости заимствований, министр финансов пояснил, что, как правило, всегда старт любой страны несколько дороже, чем реально оценивается любой заемщик, поскольку это дебют, а за дебют надо чуть больше платить. По словам Андрея Харковца, пока сложно оценивать, на сколько именно дороже это будет для Беларуси. "Все покажет перспектива, - сказал министр. - Но все наши последующие заимствования, безусловно, будут характеризоваться снижением стоимости заимствования, улучшением условий работы и банков с нами".
"Мы ориентируемся на те позиции, на которые ориентируется сегодня рынок, на тех суверенных заемщиков, которые уже выпустили бумаги. Эти бумаги торгуются. Поэтому индикативно ориентироваться можно на стоимость таких бумаг", - пояснил он.
Напомним, указом №245 от 13 мая 2010 года Совету Министров Беларуси предоставлено право в 2010-2011 годах выпустить облигации на сумму до $2 млрд со сроком обращения не менее 5 лет и размещением их за пределами страны. Указ принят в целях привлечения иностранных инвестиций в экономику республики. Правительство наделено полномочиями одобрять проспект эмиссии каждого выпуска облигаций в пределах общей суммы в $2 млрд и договоры, связанные с выпуском, размещением, обращением и погашением этих облигаций, другими полномочиями, связанными с размещением и погашением облигаций. В соответствии с документом иностранные организаторы размещения белорусских облигаций освобождены от уплаты налога на доходы. Этот налог не будет уплачиваться и с доходов, полученных от оказания услуг, связанных с выпуском, размещением, обращением и погашением облигаций, а также с учетом прав на них. Выплата комиссий, вознаграждений и других расходов, связанных с выпуском, размещением, обращением и погашением облигаций, производится за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете для обслуживания внешнего государственного долга.