Что пропишет врач

Источник материала:  
Дешевые белорусские дженерики или дорогие лекарства из-за рубежа: на чьей стороне правда и интересы потребителя?Бизнес-форум фармацевтов поднял немало вопросов, касающихся работы производителей и продавцов лекарств.

Опека порождает иждивенцев.

В жаркой схватке схлестнулись представители белорусских и зарубежных фармацевтических компаний. Первых поддержали работники Министерства здравоохранения, ко вторым примкнули сторонние наблюдатели - маркетологи. В роли брошенной перчатки - протекционистская политика государства в отношении отечественных производителей. Упрек адресован преимущественно государственным фармацевтическим предприятиям: их условия кажутся особо комфортными. В Беларуси, как известно, сохранились оптовые государственные дистрибьюторы и государственная аптечная сеть РУП "Белфармация", через которую снабжаются все лечебно-профилактические учреждения страны. Соответственно, доступ зарубежных производителей в эту сферу весьма затруднен.

"Если мы будем ограничивать работу представителей зарубежных компаний, то будем воспитывать в лице своих производителей иждивенцев, - открыл дискуссию председатель правления ОО "Гильдия маркетологов" Анатолий Акантинов. - Борясь с импортом, не пилим ли тот сук, на котором сидим? Не закаляя наших производителей, мы делаем их беззубыми на внешних рынках". Его поддержала директор издательства "Профессиональные издания" Людмила Евтушенко: "Я против той опеки, которую оказывает государство отечественным производителям. Согласна, государство должно было создать стартовую площадку для своего фармрынка. Он эту опору получил. Но теперь помощь чрезмерна, и это лишает белорусские препараты конкурентоспособности на внешнем рынке".

У наших таблеток китайские гены.

Вызов приняла начальник управления обеспечения внешнеэкономической деятельности и маркетинга концерна "Белбиофарм" Татьяна Тумеля. По ее словам, все обвинения в "беззубости" беспочвенны. Предприятия концерна успешно осваивают не только внутренний, но и внешние рынки и в прошлом году вышли на Болгарию, Венгрию, Молдову и даже США. В то же время препятствий иностранным компаниям в Беларуси никто не чинит. "По данным Центра экспертиз и испытаний в здравоохранении, в прошлом году в Беларусь было ввезено лекарственных средств примерно на 442 млн. USD, - привела пример Т. Тумеля. - В том числе на 75 млн. USD было ввезено синонимов лекарственных средств, выпускаемых отечественными производителями. Никаких ограничений ни в порядке регистрации, ни в порядке реализации не было".

Представители белорусских и иностранных фармкомпаний заспорили о качестве и цене на свои препараты. "Иностранцы" прозрачно намекали, что копеечные отечественные лекарства производятся из низкосортного китайского сырья. Белорусы в ответ заявляли, что сырье вполне приемлемого качества, а предварительный посерийный контроль медпрепаратов надежно защищает потребителя. "Обидно, что миф о некачественных отечественных препаратах перерос в общественное мнение, - отстаивала свой бизнес г-жа Тумеля. - Они дешевые, так как есть государственное регулирование. А что субстанции китайские - так где они не китайские? Фармсубстанции ввозятся по госзакупкам и проходят строгий контроль".

Дешево, но сердито?

Качество субстанции стало мостиком к обсуждению долгоиграющего конфликта между оригинальными лекарственными препаратами и дженериками - лекарственными средствами, имеющими такой же состав действующих веществ, форму и эффективность, как и оригинальный препарат, но не обладающими патентной защитой. Дженерики намного дешевле оригинала, и именно на их производстве специализируется Беларусь. Зарубежные же компании наряду с дженериками в состоянии предложить и подлинные препараты, разумеется, за большие деньги, так как в цену включены затраты на разработку. А вот на вопрос "имеет ли смысл платить больше?" - однозначного ответа нет. То есть каждая из сторон отвечает на него в соответствии со своими интересами.

"Зависимость цены от качества - это миф, - возражал хулителям белорусской фармацевтической промышленности заместитель начальника отдела маркетинга СООО "Лекфарм" Юрий Григорьев. - Да, вы вкладываете огромные средства в разработку, исследования и продвижение оригинальных препаратов. Эти деньги вы пытаетесь вернуть инновационной составляющей в цене. Но когда патентная защита заканчивается, цена почему-то не падает". Мораль: дешевые белорусские препараты абсолютно идентичны дорогим препаратам, даже производимым в высокоразвитых странах.

На врача надейся...

Противоположная мораль у представителей зарубежных компаний: дженерики не сравнятся по качеству с оригинальными препаратами, но белорусы обречены лечиться копиями, так как в медучреждениях якобы действует негласное распоряжение назначать там, где это только возможно, отечественные лекарства. В Минздраве, впрочем, последнее утверждение отрицают: в протоколах лечения указано международное патентованное название, а под каким брендом преподнести рецепт пациенту, решает врач.

Кстати, какими мотивами руководствуются врачи в поликлиниках, выписывая рецепт, автору этих строк узнать так и не удалось. Участники бизнес-форума крайне неохотно говорили на эту тему, отмахиваясь предположениями, что между дорогим и дешевым препаратами доктор выбирает исключительно исходя из своего опыта. Как-то сомнительно... Особенно если учесть, что медучреждения регулярно посещают представители фармацевтических компаний, чья задача - убедить врача, что их лекарство - самое лучшее.
←"Беларуськалий" готовят к акционированию

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика