Битва фармаций

Источник материала:  
Белорусы лечатся в основном отечественными лекарствами, но платят больше иностранцам.

Несмотря на резкое падение экономики практически во всех отраслях, в 2009 году производители и продавцы лекарств сыграли в плюс. Как белорусы ни старались сэкономить на посещении аптек, положенную жертву хорошему самочувствию они все-таки принесли.

"Сладкий" ноябрь.

Как следует из анализа белорусского рынка медпрепаратов, представленного на бизнес-форуме "Фармацевтический рынок Беларуси" центром маркетинговых исследований "Фармэксперт", вплоть до 2009 года фармацевтика в Беларуси была динамично развивающейся отраслью.

Оставаясь стабильным в натуральном выражении, рынок лекарств ежегодно прирастал в деньгах. Проще говоря, цены на препараты покоряли новые вершины, а объем потребления оставался прежним. Пиком стал 2008 год, когда прирост фармрынка составил 30,8%. Зато следующий, 2009 год принес резкое снижение темпов роста - до 3,04%. Особенно непросто пришлось розничному сегменту: на протяжении весны - лета прошлого года продажи плавно снижались, и просто чудо, что на фоне кризиса белорусские аптеки не ушли в отрицательную зону. Этим "чудом" стала ноябрьская пандемия гриппа, во время которой белорусы смели весь запас противопростудных и противовирусных препаратов. В результате уровень продаж в ноябре достиг исторического максимума - 64 млн. USD, в то время как обычно этот месяц приносил белорусским аптекам 29-30 млн. USD.

"Ситуация ноября вывела весь год в положительную зону, - подытожил осенний феномен директор белорусского ООО ЦМИ "Фармэксперт" Дмитрий Петрович. - Если бы в ноябре продажи были на обычном уровне, то год аптеки закончили бы с падением примерно 4%".

Таким образом, то, что вызвало панику среди населения, фармацевтам принесло незапланированную прибыль.

Принимайте белорусское?

Между тем госпитальный сегмент фармацевтического рынка и не думал падать. В течение прошлого года он даже подрос примерно на 10% в натуральном выражении. И это вполне естественно, так как больше 80% препаратов в госпитальном сегменте занимают препараты отечественного производства. Государственные больницы, само собой, в приоритетном порядке закупают продукцию белорусской фарминдустрии.

В денежном же выражении картина диаметрально противоположная: более 70% средств (преимущественно бюджетных) в стационарах тратится на импортные препараты. Причина статистического перевертыша очевидна: импортные лекарства в 10 раз дороже белорусских. Если одна упаковка отечественных препаратов в прошлом году в среднем стоила 0,99 USD, то одна упаковка зарубежного лекарства - больше 10 USD.

При этом зарубежные производители гораздо свободнее в ценообразовании, чем белорусские компании, обращает внимание Д. Петрович: на отечественном фармацевтическом рынке цены диктует не производитель, а Министерство экономики.

Тем не менее благодаря мощной административной поддержке отечественные компании наращивают свое присутствие не только в госпитальном, но и в розничном сегменте, и это дает общую тенденцию увеличения доли белорусской продукции на фармацевтическом рынке страны.

Если в 2008 году каждая вторая проданная в Беларуси упаковка лекарств была произведена внутри страны, то в 2009-м объем проданных белорусских лекарств превысил 55%, а по итогам I квартала 2010 года этот показатель поднялся до 58%. Одновременно увеличивается доля отечественной продукции и в денежном выражении: примерно с 18% в 2008 году до 20,75% в прошлом и 23,83% в I квартале этого года.

Причем такой курс будет сохраняться, считают в ЦМИ "Фармэксперт", и в этом основная трудность для импортеров медпрепаратов.

Свободных молекул почти не осталось.

Другая трудность для фармацевтических компаний, по мнению экспертов, заключается в том, что фармацевтика химического синтеза себя практически исчерпала. "Если обратить внимание на количество новых международных запатентованных названий, появившихся в 2006-2009 годах, можно заметить, что вывод новых молекул на рынок, в принципе, завершается, - говорит Д. Петрович. - Выводить особо и нечего. В последние годы рынок прирастал не за счет новых изомеров, а за счет увеличения количества торговых марок".

В первую очередь эти слова относятся, конечно, к зарубежным компаниям - от белорусской фармакологии никто и не ждет открытий.

Впрочем, нельзя сказать, что застой инноваций значительно повлиял на доходы импортеров. В аптечной торговле по-прежнему преобладают неновые, но дорогие европейские лекарства. В прошлом году они заняли 61% всего ассортимента, в то время как белорусские медикаменты смогли отвоевать на витринах лишь 18% места. И это неудивительно: зачастую покупателю проще всучить недешевую, но красочную упаковку с хорошо разрекламированной надписью. Радужные денежные перспективы аптекам сулит торговля безрецептурными противопростудными лекарствами и препаратами для лечения органов дыхания. Особо в этой группе выделяются средства против астмы и болезней носа - просто потому, что белорусские фармацевтические компании не могут составить здесь конкуренции.

Что касается формы выпуска, то наиболее лакомыми для закупки остаются порошки для ингаляций, гранулы (эти формы в Беларуси не выпускают), а также растворимые порошки для приема внутрь и спреи. То есть как мы ни поддерживаем белорусского производителя, а порошки от простуды он вынужден пить иностранные.

То же касается биологически активных добавок, гомеопатических средств и вакцин, ассортимент которых в Беларуси представлен довольно бедно, а значит, есть куда развиваться. Вакцины, например, в нашей стране не производятся вовсе. А между тем "современная фармацевтика пишется в сторону иммунобиологических препаратов", убеждены в ЦМИ "Фармэксперт" и предлагают вписаться в это направление и белорусским импортерам. Значит ли это, что, перейдя на профилактический образ жизни, болеть белорусы почти перестанут?

←"Беларуськалий" готовят к акционированию

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика