Ярослав Романчук: ВВП «надули»
Известный экономист считает, что магия больших цифр подсадила нашу экономику "на иглу".
В январе-апреле 2010 года ВВП Беларуси вырос на 6,1%. На столько же увеличила объем производства отечественная промышленность. И все это - при росте инвестиций в основной капитал всего на 0,2%, без бурного притока прямых иностранных инвестиций. Директорам предприятий и правительству приказали разогнать экономику до 11-13% ВВП. Вот они и стараются.
ВВП, как собака на привязи
Каждый месяц 2010 года ВВП, как покорная собака на поводке, увеличивает свой бег в погоне за утопией. Некоторое время она, действительно, будет бежать быстрее. Однако итог такой гонки предсказуем. Около 60% предприятий страны уже указывают на ухудшение экономической конъюнктуры, а 80% - на неизменность и снижение загрузки производственных мощностей в I квартале. Общую картинку состояния экономики дополняет тот факт, что у 60% предприятий не хватает оборотных средств.
ВВП «надули», а дебиторская задолженность у 35% предприятий увеличилась. Почти у 50% предприятий она осталась на неизменно высоком уровне.
Такая же ситуация с издержками. Примерно у половины предприятий они продолжают расти. И только около 12% указывают на их снижение. А цены производителей промышленного производства за четыре месяца выросли на 6,6%. Это более чем в два раза выше темпов роста потребительских цен.
Белорусская экономика подсела на анаболики
Вот десять признаков этого рискованного состояния:
1) правительство получает внешние кредиты и «проедает», а не направляет на развитие;
2) нестабильное состояние валютных резервов: без притока валютных поступлений существующих запасов хватит для обеспечения стабильности национальной валюты только до конца года;
3) растет объем «замороженного» капитала в виде складских запасов и незавершенного строительства;
4) дефицит частных инвестиций компенсируется ростом финансирования государственных программ вне зависимости от их эффективности;
5) банкам постоянно не хватает денег, поэтому Нацбанк вынужден предоставлять им ликвидность, то есть кредиты;
6) более половины предприятий испытывает острый дефицит оборотных средств. Они вынуждены брать кредиты на зарплату. Под административным давлением властей госбанки им эти деньги дают при очень слабой надежде хоть что-то вернуть обратно;
7) ужесточается борьба с импортом, экспорт дотируется за счет повышения цен для отечественных потребителей;
8) предприятия работников не увольняют, зарплату не повышают, реструктуризацию не проводят, а им все велят увеличивать валовые показатели;
9) растет объем кредиторской и дебиторской задолженности. Госпредприятия и структуры госуправления отличаются особенно низкой платежной дисциплиной;
10) увеличивается число индивидуальных льгот, особых налоговых статусов, преференций по доступу к госимуществу, но процедура банкротства остается заблокированной.
На «игле» далеко не уедешь
Экономику можно напичкать, чтобы она быстро росла. Где это не получится, там рост добавят на бумаге. Ресурс такого роста ограничен. Потом приходят ломка и боли. В экономике это значит, что растут долги, падает рентабельность, ухудшается платежеспособность, увеличиваются складские запасы, учащаются визиты директоров в банки за кредитами на выплату зарплаты.
На этом этапе для временного снятия боли уже понадобятся наркотики в виде обильной денежной эмиссии, ужесточения ценового регулирования, бюджетного финансирования за счет дорожающих внутренних или внешних кредитов или проедания поступлений от приватизации.
Наркотический эффект (временное улучшение при разрушении производства и технологическом отставании в среднесрочной перспективе) превращается в стойкое привыкание после усиления протекционизма, национализации банков или промышленных предприятий, увеличения числа запретов на валютном рынке и введении запрета на адаптацию рабочей силы к реальному спросу.
Если правительство ответственное, болеет за судьбу страны и благосостояние граждан, оно активизирует механизмы очищения «организма» экономики от совершенных инвестиционных ошибок. К ним относятся: прекращение государственных инвестиций, либерализация цен, санация или банкротство должников и убыточных предприятий, приватизация с привлечением отечественных и иностранных инвесторов. Выздоровление экономики невозможно без прекращения искусственного поддержания на плаву банков за счет денежного печатного станка Нацбанка. От анаболического стресса и наркотического привыкания не избавиться без строгой бюджетной дисциплины.
Таковы азбучные истины экономики. Они действуют одинаково неумолимо как в богатой Великобритании, так и в бедной Африке. Нет оснований считать, что в Беларуси они работать не будут. Цифры и факты доказывают, что белорусская экономика четко движется по траектории увеличения зависимости. Легких решений уже не осталось. Остались трудные и очень трудные. Если их не принять в 2010 году, то в дальнейшем население на собственной шкуре испытает неумолимую логику законов экономики.