Вентспилс и Клайпеда готовы составить конкуренцию Одессе
В настоящее время официальный Минск просчитывает варианты поставок венесуэльской нефти в Беларусь. Прибалтийские республики готовы помочь Беларуси с доставкой венесуэльской нефти. Представители морских портов в Клайпеде (Литва) и Вентспилсе (Латвия) заявили «Белорусским новостям», что готовы заниматься перевалкой венесуэльской нефти, которую импортирует Беларусь.
«Нам этот проект интересен. Даже очень», — заявил в беседе с корреспондентом «Белорусских новостей» капитан Клайпедского порта Викторас Лукошевичюс.
По его мнению, в сравнении с портом-терминалом Бутинге, который также претендует на перевалку венесуэльской нефти, Клайпедский порт выглядит привлекательнее. «У нас есть большой опыт работы с венесуэльскими грузами», — сообщил о конкурентном преимуществе Клапедского порта Викторас Лукошевичюс.
Администрация Вентспилского порта также выражает желание участвовать в белорусско-венесуэльском нефтяном проекте. Помощник управляющего Вентспилского порта Гунтис Тирманис сообщил «Белорусским новостям», что у порта есть все возможности для приемки венесуэльской нефти, которую импортирует Беларусь. «Мы можем обслуживать суда с грузоподъемностью до 150 тыс. тонн», — отметил Гунтис Тирманис.
Он уточнил, что, как и в случае с Клайпедским портом, нефть из Вентспилкого порта может доставляться на новополоцкий нефтеперерабатывающий завод железнодорожным транспортом. При этом Гунтис Тирманис добавил, что теоретически возможны и трубопроводные поставки нефти — по северной ветке нефтепровода «Дружба». Однако эта ветка, связывающая Вентспилский порт с новополоцким НПЗ, в настоящее время не функционирует.
«Я не знаю, сколько потребуется средств, чтобы запустить эту трубу в эксплуатацию, но теоретически поставки нефти по нефтепроводу возможны», — полагает Гунтис Тирманис.
Белорусское правительство в настоящее время изучает прибалтийское направление как один из путей доставки венесуэльской нефти в страну. В конце апреля в Клайпеду специально ездила правительственная делегация во главе с премьер-министром Сергеем Сидорским для изучения возможностей литовского порта. Глава правительства Литвы Андрюс Кубилюс, принимая тогда Сидорского, заявил, что считает реальным проект транзита венесуэльской нефти в Беларусь, используя возможности Клайпедского порта.
Нюанс заключается в том, что после перевалки венесуэльскую нефть из Клайпедского порта нужно еще как-то доставить на белорусский нефтеперерабатывающий завод. Доставку железнодорожным путем белорусское правительство готово рассматривать, но вопрос в цене.
Беларусь в настоящее время также обсуждает с Литвой возможность перевалки нефти из Венесуэлы через порт-терминал Бутинге. «Эта тема обсуждается в коммерческой плоскости. Я думаю, в ближайшее время мы взвесим все коммерческие «за» и «против», — сказал Сергей Сидорский, комментируя в конце апреля возможность использования литовского порта.
Так или иначе, но белорусскому правительству предстоит рассмотреть и изучить разные варианты поставок венесуэльской нефти в страну. Ведь в 2011 году Беларусь планирует увеличить объем импорта венесуэльской нефти в 2,5 раза. Если в этом году белорусские власти хотят ввезти 4 млн. тонн венесуэльской нефти, то в будущем году — 10 млн. тонн.
Первую пробную партию венесуэльской нефти, напомним, в Беларусь везли через порт Одессы, откуда по железной дороге доставили на Мозырский НПЗ.
Дмитрий ЗАЯЦ